Tikkurila уходит из России, но главная проблема — в оборудовании для колеровки красок
Финская компания объявила о сворачивании деятельности в России. В каком формате это произойдет, владелец Tikkurila еще не решил. Российские дилеры между тем жалуются, что могут потерять все колеровочное оборудование, поскольку без продления лицензии на ПО оно превратится «в кирпич». Краски в России останутся, но колеровать их будет не на чем
Читать на полной версииTikkurila уходит из России. Владелец финского производителя краски, американский холдинг PPG Industries, рассматривает несколько вариантов, включая возможную продажу или контролируемый выход с российского рынка.
После начала спецоперации Tikkurila снизила российские продажи до минимума, чтобы только хватало на зарплату сотрудникам в рублях. При этом компания прекратила все отношения с госпредприятиями, а также представителями российской нефтегазовой отрасли и авиапрома. Участники рынка подтверждают, что финны остановили отгрузки еще весной. Вот что рассказал Business FM дилер Александр из Санкт-Петербурга:
«Колоранты они теперь не продают. Плюс с июля у нас вступает в силу шестой пакет санкций, который подразумевает запрет на ввоз из ЕС всех компонентов для лакокрасочной промышленности, пострадают еще наши лакокрасочные заводы крупные. Кричу во все рупоры: давайте, ребята, [обращайтесь] в Минпромторг, и пускай они уже решают, что-то делают с данными заводами, потому что им нельзя давать уходить. Сегодня, как только вышла статья, я поехал по своим точкам и отключил колеровочное оборудование от обновления, потому что в наших кругах ходит такое, что придет обновление автоматическое, которое не позволит больше колеровать на их оборудовании, то есть оно превратится в кирпич».
Само оборудование для смешивания краски еще какое-то время будет работать. Причем технически на установках Tikkurila можно делать краски и других брендов. Но продлится это недолго, потому что финны лицензию не продлят. Продолжает представитель семейной сети лакокрасочных магазинов Сергей:
«Не так давно было обновлено все оборудование централизованно. Они, сидя у себя, грубо говоря, в Финляндии видели, сколько мы чего дозируем, и все остальное. Соответственно, удаленно это все управляется, отключается. Там зашита лицензия со сроком годности. То есть как только заканчивается срок годности, это оборудование превращается в кирпич. Каждую лицензию нам продлевали, не помню, раз в год, раз в два года, раз в три года. Но лицензию нужно продлять, если нет — оборудование останавливается, подключен интернет, не подключен — не имеет значения. Что-то с программами нужно будет делать. Ну будем надеяться на наших, так сказать, доморощенных программистов, они это дело исправят».
Tikkurila вышла еще на советский рынок в 1970-х годах, в конце 1990-х в Петербурге была основана российская дочка финского производителя красок. Потом было запущено локальное производство. Сегодня компания выпускает в России, или, точнее, выпускала, краски под брендами Tikkurila, Finncolor, ТЕКС и «Ленинградские краски». На сайте компании перечислены объекты, покрашенные красками Tikkurila. В списке — Эрмитаж, Петропавловская крепость, храм Христа Спасителя, здание российского МИД и другие.
В России финский производитель был лидером на рынке декоративных красок. В прошлом году его доля в этом сегменте составила почти 20%. Прямо сейчас уход Tikkurila мало на что повлияет, но через год-другой это может превратиться в серьезную проблему. Говорит гендиректор информационного агентства InfoLine Иван Федяков:
Ранее из России ушел другой финский производитель красок Teknos. Причем, как сообщал «Деловой Петербург», дилеры пытались выкупить у него оборудование для смешивания краски, но получили отказ. Ровно такая же ситуация сейчас складывается и с оборудованием Tikkurila, рассказали Business FM дилеры, попросившие не называть их имена и компании. Они еще надеются, что финны когда-нибудь вернутся. Что же касается самих красок, то практически все компоненты для них производятся в самой России. А то, чего не хватает, можно параллельно импортировать. Только вот смешивать краску, наверное, скоро будет не на чем.