Индийские ретейлеры могут прийти в Россию. Что они предложат покупателю?
Индийский бизнес может занять площади уходящих европейских магазинов в торговых центрах. Правда, для этого как минимум должна снизиться стоимость аренды
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин анонсировал появление на российском рынке индийских ретейлеров. Приветствуя участников Делового форума БРИКС, он заявил, что в условиях санкций страна развивает отношения с «надежными международными партнерами».
Глава государства не уточнил, о каком именно ретейле идет речь. Поэтому сотрудники Business FM спросили у жителей Индии о том, какие крупные игроки есть на рынке. Частный гид в Ахмадабаде Евгения Моджумдар рассказала о том, что в стране имеются несколько очень крупных сетей. И в этих магазинах продается как еда, так и одежда и электроника. Для понимания: это большие «Ашаны», в которых есть все.
Например, магазины сети Reliance Retail — «дочки» индийской многопрофильной корпорации Reliance Industries миллиардера Мукеша Амбани, которая, помимо розничной торговли, занимается телекоммуникационным бизнесом, а также разведкой, добычей, переработкой углеводородов и продажей нефтепродуктов. Также можно вспомнить магазины конгломерата Tata Group — компании, которая работает в области связи и информационных технологий, машиностроения, производства материалов, энергетики и так далее. В 2008 году, например, Tata выкупила у компании Ford автомобильные бренды Jaguar и Land Rover. Также привести в пример можно Dmart — еще одного крупного индийского ретейлера. В местных продуктовых супермаркетах не продается только мясо — так устроен рынок. А все остальное — пожалуйста.
Ассортимент российского покупателя устроит, считает Евгения Моджумдар. Равно как и одежда. Местные производители шьют как аутентичные наряды, так и вполне европейский casual вроде Zara или H&M. А если россиянам повезет, доедет до страны и индийская техника с электроникой, продолжает собеседница Business FM:
— Много что можно найти: от утюга и мелкого шурупчика за 10 рублей до каких-то крупных покупок. Например, техника у нас есть, есть отдельные бренды кухонной техники.
— А по ценам как?
— По ценам все отлично, производство же местное. Цены — нормальные, адекватные, если местные бренды. Это, например, кондиционеры и техника, которая нам необходима. Если это местный бренд, такой как Tata, цены на нее 10-15 тысяч — меньше, чем в Samsung. Потому что Samsung привозят, а это местное.
Правда, в России цены настолько привлекательными явно не останутся из-за логистики. Но главное, чтобы у индийского бизнеса появился интерес к нашему рынку, отмечает член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Илюха:
— Раньше индийские товары были в основном экономсегментом, не очень известные бренды, они продавались, как правило, на специализированных выставках. Теперь, если в торговых центрах будут освобождаться площади, если снизится стоимость аренды, они, возможно, станут по силам индийским производителям. В этом случае недорогие и достаточно качественные товары, которые уже во многом известны российским потребителям, появятся на рынке уже на постоянной основе.
— А о каких товарах мы говорим?
— Продукты, трикотаж.
— А если говорить о каких-то крупных ретейлерах, кто бы мог бы появиться в России?
— Индусы — очень богатые люди. Они достаточно много бизнеса раскупили уже. Здесь вопрос интереса.
То, что выставки проводятся, говорит о том, что к рынку как минимум присматриваются. А та же Reliance Retail год назад зарегистрировала в России предприятие «Релианс Ритейл Венчурс Лимитед» и начала набор сотрудников для анализа российского рынка.