Президент России Владимир Путин анонсировал появление на российском рынке индийских ретейлеров. Приветствуя участников Делового форума БРИКС, он заявил, что в условиях санкций страна развивает отношения с «надежными международными партнерами».

Глава государства не уточнил, о каком именно ретейле идет речь. Поэтому сотрудники Business FM спросили у жителей Индии о том, какие крупные игроки есть на рынке. Частный гид в Ахмадабаде Евгения Моджумдар рассказала о том, что в стране имеются несколько очень крупных сетей. И в этих магазинах продается как еда, так и одежда и электроника. Для понимания: это большие «Ашаны», в которых есть все.

Например, магазины сети Reliance Retail — «дочки» индийской многопрофильной корпорации Reliance Industries миллиардера Мукеша Амбани, которая, помимо розничной торговли, занимается телекоммуникационным бизнесом, а также разведкой, добычей, переработкой углеводородов и продажей нефтепродуктов. Также можно вспомнить магазины конгломерата Tata Group — компании, которая работает в области связи и информационных технологий, машиностроения, производства материалов, энергетики и так далее. В 2008 году, например, Tata выкупила у компании Ford автомобильные бренды Jaguar и Land Rover. Также привести в пример можно Dmart — еще одного крупного индийского ретейлера. В местных продуктовых супермаркетах не продается только мясо — так устроен рынок. А все остальное — пожалуйста.

Ассортимент российского покупателя устроит, считает Евгения Моджумдар. Равно как и одежда. Местные производители шьют как аутентичные наряды, так и вполне европейский casual вроде Zara или H&M. А если россиянам повезет, доедет до страны и индийская техника с электроникой, продолжает собеседница Business FM:

— Много что можно найти: от утюга и мелкого шурупчика за 10 рублей до каких-то крупных покупок. Например, техника у нас есть, есть отдельные бренды кухонной техники.

— А по ценам как?

— По ценам все отлично, производство же местное. Цены — нормальные, адекватные, если местные бренды. Это, например, кондиционеры и техника, которая нам необходима. Если это местный бренд, такой как Tata, цены на нее 10-15 тысяч — меньше, чем в Samsung. Потому что Samsung привозят, а это местное.

Правда, в России цены настолько привлекательными явно не останутся из-за логистики. Но главное, чтобы у индийского бизнеса появился интерес к нашему рынку, отмечает член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Илюха:

— Раньше индийские товары были в основном экономсегментом, не очень известные бренды, они продавались, как правило, на специализированных выставках. Теперь, если в торговых центрах будут освобождаться площади, если снизится стоимость аренды, они, возможно, станут по силам индийским производителям. В этом случае недорогие и достаточно качественные товары, которые уже во многом известны российским потребителям, появятся на рынке уже на постоянной основе.

— А о каких товарах мы говорим?

— Продукты, трикотаж.

— А если говорить о каких-то крупных ретейлерах, кто бы мог бы появиться в России?

— Индусы — очень богатые люди. Они достаточно много бизнеса раскупили уже. Здесь вопрос интереса.

То, что выставки проводятся, говорит о том, что к рынку как минимум присматриваются. А та же Reliance Retail год назад зарегистрировала в России предприятие «Релианс Ритейл Венчурс Лимитед» и начала набор сотрудников для анализа российского рынка.