Премьер-министр Шри-Ланки заявил о полностью рухнувшей экономике страны
Туристическая Шри-Ланка лишилась основных доходов в пандемию, сейчас страну накрыл политический, экономический и топливный кризис. По заявлениям правительства, в мире никто не согласился предоставить стране топливо. После переговоров с МВФ Шри-Ланка рассчитывает на пакет помощи, а также на взаимодействие с Россией
Читать на полной версииОбновлено в 22:50
Экономика Шри-Ланки рухнула — и это не оценка пессимистов, а официальное заявление премьер-министра страны. Русскоязычные жители рассказывают, что ланкийцы почти перестали ездить на работу — на заправках нет бензина. А в правительстве сообщили, что предоставить Шри-Ланке топливо не готова «ни одна страна или организация» в мире.
Шри-Ланка «столкнулась с ситуацией, которая гораздо серьезнее простой нехватки топлива, газа, электричества и продовольствия. Экономика полностью рухнула», — такое заявление сделал в среду премьер-министр страны Ранил Викрамасингхе, сообщает АР. France 24 называет происходящее худшим кризисом за 70-летнюю историю Шри-Ланки как независимого государства. Резервы правительства иссякли, и оно больше не может импортировать топливо. В стране, где немалая часть населения готовит на газовых горелках, это равносильно чуть ли не всеобщему сыроедению. Не говоря уже о ситуации с транспортом — бензин на большинстве заправок выдают по специальным талонам. На прошлой неделе власти перевели госслужащих на 4-дневную рабочую неделю и посоветовали работникам потратить свободное время на выращивание пищи на собственных огородах. О ситуации на острове рассказывает жительница Коломбо Алевтина Юрковская:
Алевтина Юрковская жительница Коломбо «Многие работают из дома, потому что нет транспорта, чтобы доехать до офиса. Такси практически тоже нет, курсирует только государственный [транспорт], который заправляют на определенных заправках. Импортной продукции практически нет, своя [продукция] подорожала практически в три раза. Проходят демонстрации, пикеты проходят, но это не так массово, потому что у нас поднята армия. Во всех городах, на всех перекрестках именно армия стоит, поэтому это не может быть таким хаотичным, все это быстренько приглушают. На заправках очень сложная ситуация, потому что у нас очереди, представляете апокалипсис, когда все машины встали, — у нас примерно то же самое, километровые очереди на заправки в четыре ряда. И вот, на заправках бывают стычки друг с другом, там бывает такое, но там тоже армия привлечена, и полиция привлечена для того, чтобы не было беспорядков».
Ситуацию в экономике Шри-Ланки проще всего описать английским словом clusterfuck, что-то вроде коллапса по всем направлениям. Пандемия подкосила туристический бизнес, удвоение цен на импортируемую нефть опустошило госказну, а главная статья экспорта резко сократилась, когда знаменитый цейлонский чай перестал колоситься из-за введенного годом ранее запрета на химические удобрения — к октябрю его отменили, но было поздно.
По версии правительства, непосредственной причиной коллапса стала закредитованность государственной Ceylon Petroleum Corporation — сумма долгов энергетической корпорации достигла 700 миллионов долларов. Как пишет AP, на деле проблемы Шри-Ланки гораздо шире — общий объем внешнего долга острова оценивается в 51 миллиард долларов. В мае в стране прошли массовые протесты против президента Раджапаксы, премьер-министра Раджапаксы, главы минфина Раджапаксы и министра водоснабжения Раджапаксы. Это не совпадение — сразу несколько ключевых постов в структуре власти занимали не просто однофамильцы, а родные братья Готабая, Мохинда, Чамал и Басил. Премьер и два министра покинули должности, но Готабая Раджапакса остается президентом Шри-Ланки. Оппозиционные партии бойкотируют работу парламента и отказываются занимать посты в правительстве — поэтому новый премьер Викрамасингхе на полставки работает еще и министром финансов. О подоплеках коллапса рассказывает доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский:
Борис Волхонский доцент Института стран Азии и Африки МГУ «Я вижу здесь две главные проблемы. Это рухнувший туристический бизнес, который два года был практически на нуле, а перед этим из-за терактов он тоже довольно сильно пошатнулся в сезоне 2019-2020 года. Вторая главная причина — страшная закредитованность страны. Китайцы осуществляют там несколько крупных инфраструктурных проектов, выгоду от которых получает сам Китай, а бремя долга ложится на Шри-Ланку. Конечно, к этому примешивается коррупционный момент, потому что когда три родных брата занимают должности премьера, президента и министра финансов — наверное, вопросы возникают. И четвертый момент — это то, что Шри-Ланка полностью зависит от энергоносителей, а с началом военной операции, сами знаете, цены на энергоносители подскочили вверх. В результате где-то собрали ананасы в какой-то провинции, а вывезти их не могут, вот они лежат и гниют».
Влиятельные западные издания называют шриланкийский кризис «предзнаменованием» того, что может грозить другим государствам, развивающимся и не только. Как пишет Bloomberg, как минимум в 14 странах доходность гособлигаций превышает показатель бумаг Казначейства США более чем на 1000 пунктов, что считается опасным сигналом. Журнал Foreign Policy приводит примеры Ганы, которая столкнулась с долговым кризисом несмотря на приличное госуправление, Египта, крупнейшего импортера резко подорожавшей пшеницы, и даже Франции, Испании и Греции, где подорожание энергии привело к протестам и забастовкам. По оценкам ООН, серьезная нехватка еды и топлива может угрожать 1 миллиарду 700 миллионам жителей 107 государств.
Власти Шри-Ланки ранее обратились за помощью к МВФ, и делегация фонда посетила остров в начале недели. Правительство рассчитывает получить пакет помощи на три миллиарда долларов для импорта топлива, продовольствия и предметов первой необходимости. На прошлой неделе премьер Викрамасингхе заявил AP, что страна готова получать топливо из любых источников, и в случае неудачи переговоров Шри-Ланке «возможно, придется вновь обратиться к России», приводит его слова «Российская газета».