Зеркало экономики
О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?
Читать на полной версииСегодня обсуждаем статистику грузоперевозок за пять месяцев текущего года. И сразу перейдем к главным цифрам. Погрузка на сети РЖД за этот период составила почти 515 млн тонн. Это на 2% меньше, чем за январь-май 2021 года. Конкретно в мае погрузка снизилась чуть больше, чем на 5,5%, чем годом ранее. Это в первую очередь связано с изменениями экспортных потоков. По понятным причинам замедляются экспортные перевозки на запад. Однако перевозчик отмечает, что экспортеры адаптируются к новым условиям, используют новые маршруты. При этом сверхвостребованы перевозки в восточном направлении, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, приводя в пример данные, которые в своем телеграм-канале опубликовали РЖД.
Павел Иванкин Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры У нас меняется логистика, меняются экспортные потоки, импортные потоки, все выстраивается и пока идет адаптация грузоотправителей, грузополучателей, естественно, это сказывается на объемах перевозок. Соответственно, по известным причинам, замедляются экспортные перевозки в Северо-Западном направлении, при этом Российские Железные Дороги отмечают, что экспортеры начинает активно адаптироваться к новым условиям, находятся новые маршруты перевозок, по максимуму загружая восточное направление. Изменяется и структура перевозок по восточному полигону, растет доля не угольных грузов. По данным РЖД, рост перевозки, например, черных металлов на 20% вырос, на 16% выросли удобрения.
Наш эксперт также обращает внимание, что растет контейнеризация экспорта в восточном направлении. А, как мы не раз замечали, контейнерные перевозки являются самым современным и комфортным для грузоотправителей и грузополучателей — способом доставки. Правда, ограничивают продвижение грузопотоков сохраняющиеся «ковидные» ограничения Китая. Но, судя по последним сообщениям, постепенно они будут отменяться.
Растет такой показатель, как контейнеризация экспортных грузов в восточном направлении. То есть эти грузы переключаются из вагонов в контейнеры, что позволяет экономить время на погранпереходах. Там нет перегрузки, контейнер просто перегружается с одного вагона на другой, и это экономит время и деньги для наших экспортеров. Сдерживающим фактором является сохранение ряда «ковидных» ограничений, которые пока действуют в настоящее время в Китае, но на начало лета уже снимаются ограничения.
Важно отметить рост погрузки на внутренний рынок, которая очень неплохо прибавила за пять месяцев 2022 года. Речь идет о самых разных номенклатурах. Для примера приведем металлургическую продукцию. Она в целом прибавила больше 3%. А если брать именно внутренний рынок, то здесь рост составил 13%. Перевозки сырья для металлургии — железной руды в рамках российского рынка прибавили 3%, а у металлолома больше 6%.
Важная тенденция — это рост погрузки на внутренний рынок. В целом за пять месяцев наблюдается рост внутренних перевозок порядка 3,5%. Существенно прибавили такие грузы, как зерно — практически на 30%, удобрения на 25%, нефтегрузы практически на 5%. Как видим, лидирующие номенклатуры прямо или косвенно связаны с аграрным сектором экономики — естественно, влияет начало посевной кампании. Здесь можно отметить, что Минсельхоз уже не один раз анонсировал рекордный урожай пшеницы в этом году.
И, конечно, нельзя не отметить строительные грузы. Как известно, в рамках нацпроекта государство планирует потратить триллионы рублей на строительство и ремонт автодорог. И это стимулирует рост перевозок грузов для стройкомплекса. Так что можно считать, спрос на строительные материалы и их доставку будет гарантирован. За пять месяцев погрузка прибавила почти 1,5%, по отношению к показателям 2021 года. И отдельно заметим, что опережающими темпами растет контейнеризация стройгрузов. Продолжает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Начинается пятилетняя программа по дорожному строительству и ремонту, которая оценивается практически в 1,5 трлн рублей. И можно говорить, что это создает определенный спрос на строительные материалы и доставку на ближайшую перспективу. В течение пяти лет спрос на эту продукцию и услуги железных дорог со стороны этой продукции будет очень востребован. Что касается контейнеризации строительных грузов, то она также идет у нас опережающими темпами. Это одна из лидирующих позиций по данному показателю. За пять месяцев по железной дороге перевезено 65 тысяч контейнеров со строительными грузами, рост составил порядка 18%.
Ну и добавим, что в целом контейнерные перевозки выросли на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А если брать внутренние перевозки, то они в данном сегменте прибавили 6%. Что ж, это были основные итоги грузоперевозок по железной дороге за пять месяцев года. Будем ждать общую статистику за первое полугодие, которая придет в июле. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.