«Ъ»: активность телефонных мошенников в мае выросла до 12,5%
В феврале доля таких звонков россиянам составляла 9,5%. Злоумышленники используют в своих легендах новостную повестку о валюте, SWIFT. Эксперты отметили и более частое использование мошенниками роботов
Читать на полной версииТелефонные мошенники активизировались. Kaspersky и «Яндекс» сообщили о резком росте числа звонков от них россиянам — с 9,5% в феврале до 12,5% в мае. По подсчетам «Яндекса», количество мошеннических звонков в мае выросло на треть по сравнению с тем же периодом 2021 года. С нежелательными звонками сталкивается каждый восьмой россиянин, пишет газета «Коммерсантъ».
Злоумышленники активно использовали в своих легендах новостную повестку. Пугали отключением российских банков от SWIFT. При этом доля пользователей, которые весной принимали любые нежелательные звонки, в том числе спам, превысила 70%. Еще одно наблюдение — мошенники все чаще переходят на использование роботов в своих обзвонах. И это работает. Как ни странно, роботы вызывают доверие у россиян, говорит руководитель инфраструктуры Kaspersky Who Calls Дмитрий Швецов:
Дмитрий Швецов руководитель инфраструктуры Kaspersky Who Calls «В конце прошлого года доля мошеннических звонков была около 11,5%, зимой она снизилась до 9,5%, а в последнюю неделю мая доля таких звонков выросла почти до 13%. Тип звонков — тексты, которые произносятся при входящем звонке, со временем меняются, потому что мошенники совершенствуют свои схемы. Например, в обзвоны включается новостная повестка, людей пугают угрозой отключения банков от SWIFT. Один из последних способов — это звонок от якобы банка о том, что на пользователя взят кредит и нужно либо подтвердить заявку, либо сменить номер телефона. Много делается с применением роботов, потому что это облегчает мошенникам задачу, не нужно [привлекать] людей. Роботы делают первую часть работы, и если жертва готова разговаривать с мошенниками, тогда уже подключается человек. Поэтому доля роботов остается существенной. На мой взгляд, роботы очень похожи на что-то профессиональное и настоящее, на это, видимо, и покупаются те, кто являются жертвами мошенников. Робот похож на голосового помощника банка, это профессионально поставленный голос, четкая речь. В этом плане для мошенников это удобный инструмент».
Рост случаев телефонного мошенничества эксперты связывают с тем, что им стало проще использовать широкий диапазон номеров. Охват растет вместе с ростом осведомленности потенциальных жертв. Говорит руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов:
Владимир Ульянов руководитель аналитического центра Zecurion «За счет большего охвата можно получить все равно достаточное количество денег с точки зрения мошенников. Подключаются и автоматические обзвонщики, потому что они вообще фактически за небольшие деньги, за копейки могут обзвонить большое количество людей. Даже если откликнется очень маленький процент, который нажмет на клавишу «соединиться с оператором», по крайней мере для мошенников целесообразно использовать автоматизированные обзвонщики. Что касается креатива, на самом деле последние несколько лет принципиально новых схем мошенничества, обмана нет. Действительно мошенники очень плотно сидят на новостной повестке, и новизна в основном на новостях и заключается, как, например, обмен валюты, покупка товаров по сниженным, старым ценам, по старому курсу или же приобретение товаров, которые стали дефицитными. Мошенники это часто используют. Используются такие инфоповоды, как массовые распродажи, киберпонедельники, черные пятницы и тому подобные вещи».
Рост активности мошенников эксперты считают следствием социальной напряженности в обществе из-за сложной экономической ситуации. Кроме того, многие звонки совершаются из других стран, и отследить их крайне сложно. По данным Центробанка, в первом квартале этого года у клиентов банков мошенники похитили около 3,5 млрд рублей. Это на 14% больше, чем годом ранее.