Как российский Минфин будет бороться со слишком крепким рублем?
В правительстве признали, что курс рубля необходимо понизить до 70-80 рублей за доллар. Но как это сделать теперь, когда Минфин из-за санкций не может выходить на рынок с интервенциями и скупать валюту для регулирования курса?
Читать на полной версииКурс рубля переукрепился из-за отмены бюджетного правила, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. И сказал, что эту функцию может взять на себя специальное агентство, не попавшее под санкции. А первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что России необходимо вернуться к курсу в 70-80 рублей за доллар. Как власти пытаются влиять на переукрепленный рубль и что говорят импортеры?
Слишком крепкой нацвалютой недовольны и власти, и экспортеры: первые опасаются падения рублевых доходов бюджета, у вторых упала выручка. И тем не менее есть и те, кого сейчас вполне устраивает курс. Например, московского бизнесмена Андрея Рысёва. Он — гендиректор компании «Полюс», занимается импортом из Китая товаров народного потребления, это хозтовары: перчатки, ловушки для насекомых и так далее. Контракты у него долгосрочные, и заключал он их еще до спецоперации. Когда доллар взлетел до 120 — предприниматель терпел убытки, в том числе из-за пошлин, потому что уплачивать их нужно было по текущему курсу на тот момент, когда подается декларация.
Бизнесмен вспоминает, что только с одного контейнера он из-за этого потерял 1,5 млн рублей. Сейчас ситуация, наоборот, благоприятствует бизнесу. И если бы не задержки платежей, то было бы совсем хорошо, рассказывает Андрей Рысёв:
Андрей Рысёв гендиректор компании «Полюс» «Сейчас обратная ситуация, сейчас она мне, наоборот, выгодна, то есть когда курс ниже и у меня есть старые контракты, там-то у меня заложена другая себестоимость долларов. Я дешевле покупаю товары, а продаю по тем же самым ценам, которые были еще на самом деле даже до спецоперации. Но есть другой момент — ряд ключевых банков сейчас ограничивают переводы. Если бы еще хорошо проходили бы оплаты и платежи, то мне было бы вообще хорошо. А так я, с одной стороны, выигрываю в цене, но несу большие риски и издержки за счет сроков. Потому что платеж проходит по три-четыре недели».
В то же время импорт сейчас резко сократился. Федеральная таможенная служба хоть и засекретила информацию, но кое-какие данные недавно привели в Кремле. По словам Дмитрия Пескова, дефицит иностранных товаров может составлять до 45%. И это один из главных факторов того, что рубль так же резко укрепился. В правительстве в очередной раз признали, что курс нацвалюты слишком высокий. И, как заявил «Интерфаксу» первый вице-премьер Андрей Белоусов, нужно как можно скорее вернуться к 70-80 за доллар, потому что 55-60 — слишком крепкий для нашей экономики курс.
В свою очередь глава Счетной палаты Алексей Кудрин сообщил, что одна из причин переукрепления рубля — это временная отмена бюджетного правила. Его суть была в том, что при дорогой нефти Минфин закупал иностранную валюту, чем влиял на курс. Но Минфин попал под санкции и не может выходить на рынок с интервенциями. Сейчас Кудрин сказал, что, возможно, новым оператором станет некое специальное агентство, которое не попало под ограничения. И уже оно будет приобретать валюту. Еще одна идея, которую высказывают эксперты, — отказ от закупок долларов и переход на юани с теми же целями — влияние на курс и наполнение бюджета. Продолжает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:
В любом случае замена системе, которая существовала в России с 2004 года (тогда ввели бюджетное правило и создали стабилизационный фонд), потребуется. В каком виде она будет существовать — пока неясно. Но если функцию закупки валюты переложат на некое агентство, то Западу потребуется время на то, чтобы подумать — вводить ли против него санкции и какие именно. Судя по заявлениям Минфина, новое бюджетное правило заработает лишь в 2025 году, а до этого будет переходный период.
И по новым принципам правительство при закупке или продаже валюты будет ориентироваться не на стоимость нефти в долларах, а на объем нашего экспорта углеводородов. То есть, как можно предположить, если наши компании продали энное количество баррелей нефти, от этого количества власти и будут решать, как поступать с нефтегазовыми доходами. Но как это будет работать, какую валюту будет закупать некое агентство, как это повлияет на курс рубля и когда произойдет полноценное восстановление импорта? На эти вопросы ответов пока нет.