Ограничение транзита грузов в Калининград: что происходит и каковы способы решения проблемы?
Ясности с ограничениями пока нет, Калининград является эксклавом, доступ грузов к которому гарантируется международными соглашениями. Но Литва заявляет, что не ограничивает проход грузов, а исполняет санкции ЕС. Кремль обещает ответные меры, а Business FM узнала о настроениях калининградских предпринимателей
Читать на полной версииОстановка транзита грузов в Калининград — что говорят предприниматели и поставки каких товаров прекратились?
В понедельник в Литве сообщили, что мера связана с санкциями ЕС. А в Кремле заявили, что через несколько дней после анализа ситуации могут принять ответные меры. Что говорит российский бизнес?
Артур Арутюнов — представитель калининградской компании, которая занимается переработкой мусора, производит товары с высокой добавленной стоимостью и продает их по всей России. Звонок Business FM застал бизнесмена явно не в лучшем настроении. После известий, что Литва ограничила транзит российских грузов, предприниматель задумался о переезде в какой-нибудь другой российский регион. Но для этого придется перевезти штат, а это десятки калининградцев, и не факт, что они захотят переезжать. Кроме того, могут возникнуть сложности с перевозкой оборудования. И потребуются большие затраты, замечает Артур Арутюнов. К идее перевозки грузов морем он относится скептически:
Артур Арутюнов предприниматель «Они уже десять лет обсуждают это. Что они, не знали, что это произойдет, что ли? Три парома-«калеки» ходят, на которые никогда не встать, полтора месяца очереди, и никогда нельзя сказать, когда они начнут товарооборот такой. 20 паромов необходимо было, еще десять лет назад об этом говорили. Это окончательный звонок, что надо уезжать из Калининграда. Думаю, бизнес перевозить в Россию пока, что делать. Переезд — это как пожар, куда перевезешь 70 человек народу, плюс смежников, и плюс все остальное, и плюс невывозимое оборудование из Калининградской области. Оно же все растаможено на область, чтобы его растаможить, надо заплатить десятки миллионов рублей на таможню».
В понедельник в Литве объяснились. Они просто следуют четвертому пакету европейских санкций, который приняли еще в марте. Вильнюс исполняет требования Евросоюза. И с 17 июня запрещен лишь транзит металлов. С 10 июля под запрет попадет перевозка цемента, еще через месяц — угля и других твердых ископаемых. А с 5 декабря — нефть. Но это все на словах. О том, как на деле, рассказывает представитель транспортной компании Алексей Полищук. Его предприятие 17 лет занимается перевозкой грузов по железной дороге в Калининград. В том числе стройматериалов. Еще в конце февраля начались проблемы с зачислением денег на счет Литовских железных дорог. А сейчас перевозки и вовсе остановились, говорит Алексей Полищук:
Алексей Полищук представитель транспортной компании «Если честно, пока что еще ничего не ясно, до конца не ясна номенклатура грузов, которые нельзя будет возить, до конца не ясно, ошибка это или не ошибка, вернут это, не вернут, сейчас какая-то неопределенность висит. У нас были перевозки стройматериалов, они сейчас остановились, думаем, как перенаправить это другими маршрутами. Если государство сможет помочь, допустим, с кораблями, то никакой проблемы не будет. Будет тяжело, но не критично, на пароме, наверное, если все грузы перенаправить, паромов не хватит. Следовательно, можно какие-то грузы пересыпать, чтобы они не на вагоне, а на пароме шли, а пересыпать в определенные корабли, баржи, чтобы можно было перевезти это кораблем в Калининград».
О том, что Литва может ограничить транзит, говорили еще весной. Но тогда же в Вильнюсе сообщили, что это должно быть общее решение ЕС, самостоятельно Литва его принять не может. И тогда же в Калининграде заявляли, что готовились к такой мере. Рассказывали, что на линию встал новый паром, ждут еще несколько судов. Сейчас власти региона снова говорят, что проблем не возникнет и вскоре придут корабли, которые примут на себя доставку грузов из России по морю. Это будет дороже, поэтому такие перевозки придется субсидировать из бюджета. И сейчас один из главных вопросов — подорожают ли в Калининграде товары. Вот что рассказывает корреспондент интернет-портала «Новый Калининград» Екатерина Медведева:
Екатерина Медведева корреспондент интернет-портала «Новый Калининград» «Я слышала, что сильно подорожать что-то, например, не должно именно из-за логистики. Потому что примерно сопоставимая стоимость доставки железнодорожным транспортом и морем. Но как бы это не исключает того, что кто-то может заработать на ситуации. Или как минимум покрыть какие-то свои расходы по времени, и все равно цены, скорее всего, будут расти. Есть уже такие прогнозы небольшие, что на отдельные категории товаров цены вырастут».
Ясности пока еще нет. Есть ведь международные соглашения, которые гарантируют свободный проход грузов транзитом в Калининград. И их никто не отменял. Литва ограничила перевозки по ж/д, и под запрет, согласно информации калининградских властей, попали до 50% грузов, которые везутся таким образом, в первую очередь металлы и стройматериалы. Но никто сейчас не гарантирует, что Литва не распространит ограничения и на автомобильные перевозки. А уже компании сообщают, что останавливают на границе и фуры с металлургической продукцией.
Если взять общую цифру, то весь грузопоток между Калининградом и остальной Россией, как сообщали в регионе, составляет около 20 млн тонн в год. И для того чтобы полностью перевозить их по морю — понадобится примерно 20 паромов. В Кремле заявили, что в течение нескольких дней Россия может принять ответные меры. Ну а у бизнеса, судя по рассказам, настроение пока не слишком радужное, мягко выражаясь.