Андрей Белоусов назвал предпочтительный курс национальной валюты
По словам первого вице-премьера РФ, 70-80 рублей за доллар было бы оптимально, сейчас власти над этим работают. Как можно вернуть курс и в какие сроки?
Читать на полной версииВласти работают над возвращением к курсу 70–80 рублей за доллар. Механизм, который помогал в условиях плавающего курса обеспечивать его стабильность, сейчас практически не работает, заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в интервью «Интерфаксу». По мнению Белоусова, необходимо как можно скорее вернуться к оптимальному курсу в 70-80 рублей. Ранее он говорил, что рубль «переукреплен», а 55-60 рублей за доллар — слишком крепкий для России курс.
Как можно вернуть курс к названным Белоусовым значениям и в какие сроки в условиях текущих санкций? Это можно сделать только среднесрочно. Механизмы должны быть связаны не с валютными накоплениями, а с экспортом, импортом, возможно, с механизмами, связанными с авансированием импорта, считает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин:
Егор Сусин управляющий директор «Газпромбанк Private Banking»«Это главный вопрос и главный вызов в текущей ситуации, с одной точки зрения, курс сейчас с трудом управляем. Инструментов прямого влияния на курс, наверное, нет, мы знаем, что и ЦБ, и бюджет государства ограничены в операциях с евро, долларом. Получится или нет? Здесь вопрос времени, краткосрочно возможности, с моей точки зрения, легко вернуть к целевым значениям нет. Но по мере изменения экспортно-импортной ситуации, изменения внешней конъюнктуры, постепенного налаживания импортных цепочек, которые были разорванными, поиском иных рынков, в первую очередь с точки зрения импорта, это будет приводить постепенно к тому, что курс может вернуться к фундаментально более приемлемым уровням».
Глава Минэкономики Максим Решетников считает, что крепкий рубль — это вызов для российской экономики. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина ранее объясняла, что курс рубля остается плавающим и определяется текущим счетом и соотношением экспорта и импорта. Впрочем, некоторым аналитикам непонятно, зачем сейчас целенаправленно ослаблять рубль. Это создаст дополнительные проблемы для импортеров и не только, полагает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал» Владимир Брагин:
Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал»«Чтобы курс вернулся на 70-80, нужно сместить текущий баланс в сторону увеличения спроса на валюту или снизить предложение валюты. Если я правильно понимаю заявление о том, что власти хотят вернуть курс 70-80, это фактически означает, что нужно будет сократить физический объем экспорта. Причем сократить придется существенно. Второе, на самом деле не так важно, где будет курс, важно, чтобы он был более или менее стабильным. Если 56, которые мы сейчас видим, это всех устраивает, если экспортер получает достаточный объем доходов, если бюджет нормально себя чувствует, зачем возвращать курс к 70-80, не совсем понятно. Третий важный момент — это инфляция, то есть возвращение курса обратно к тем уровням будет провоцировать рост цен, соответственно, может дать толчок для роста потребительских цен внутри страны и для нового витка инфляции. Как я понимаю, 70-80 нужно для бюджета, чтобы наполнялся бюджет и так далее. Но здесь тоже очень важный момент. Бюджетная система, налоговая система, когда бюджет пополнялся за счет нефтегазовых доходов, по сути дела, если корректно посчитать, перенаправить все эти потоки, перенастроить их, ослабление рубля не требуется. Была ситуация, когда налоговые поступления были привязаны к курсу рубля, но если экономика продолжает работать, создает добавленную стоимость, то бюджет — это всего лишь инструмент перераспределения добавленной стоимости. Если экономика работает и производит, какой смысл в целенаправленном ослаблении рубля, чтобы наполнять доходы бюджета? На мой взгляд, это можно сделать другими способами».
Ранее и вице-премьер Андрей Белоусов, и глава Счетной палаты Алексей Кудрин называли одной из причин переукрепления рубля отмену бюджетного правила. Кудрин в интервью на ПМЭФ высказал мысль, что сохранить правило важно, только нужно изменить механизмы. «Может быть, операторами по этому правилу должны быть не Центральный банк или Минфин, а кто-то другой, кто не под санкциями. Это может быть специальное агентство», — сказал Кудрин.