Ответные меры Москвы на решение Литвы по ограничению транзита в Калининградскую область обсуждаются, заявил губернатор региона Антон Алиханов. Они могут коснуться в том числе транспортного комплекса Прибалтики, отметил он. «Мы будем добиваться отмены разъяснений, которые Еврокомиссия дала в отношении своих санкций, это грубейшее нарушение всех обязательств без предупреждения», — заявил губернатор.

В ночь на 18 июня Литовские железные дороги прекратили транзит ряда товаров, попавших под санкции ЕС. При этом в МИД республики говорят, что еще ждут разъяснений от Брюсселя.

Еще в конце февраля Литва и Польша, находящиеся между основной частью России и Калининградской областью, закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. Это произошло на фоне затянувшихся на несколько месяцев проблем на белорусско-литовской таможне: грузовики, которые везли товар в регион, стояли в очереди по несколько дней.

Но в апреле был принят пятый пакет санкций ЕС: российские и белорусские автоперевозки по территории Евросоюза запретили. Тогда власти региона отмечали, что есть еще железные дороги, открытое небо над Балтикой, а на самом Балтийском море планируется увеличить число паромов. На все это не распространяются санкции, говорили они. Но, как Business FM рассказывали местные предприниматели, весной перевозки по морю не спасали, а авиаперевозки нерентабельны.

И запрет на железнодорожные перевозки ситуацию, безусловно, ухудшит. По словам губернатора Антона Алиханова, Литовские железные дороги объясняют свое решение тем, что получили разъяснения от Еврокомиссии о том, что на них не распространяется разрешение, на основе которого транзит осуществлялся ранее.

Санкционные товары — это до 50% всего ввозимого в регион, в том числе и стройматериалы, металлы. Причем, как объяснил позже Алиханов, на нефтепродукты запрет на транзит временно не распространяется — переходный период действует до 10 августа.

Еще в марте в Вильнюсе велись дискуссии, чтобы полностью закрыть сухопутные границы с Россией и Белоруссией. Тогда премьер республики Ингрида Шимоните заявляла, что остановка транзита в Калининград не обсуждается. В одностороннем порядке Литва принять такое решение не может — это прерогатива Евросоюза. И ссылалась она как раз на трехсторонний договор России, ЕС и Литвы 2003 года. Он был подготовлен как раз ко вступлению страны в еврозону годом позже. Так Литва стала восточной границей ЕС.

«Поэтому Евросоюз должен понимать последствия для легитимности своей же собственной границы», — отметил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в своем телеграм-канале. В начале 2000-х он участвовал в создании этого договора как спецпредставитель президента.

Литовские железные дороги заявили агентству LRT, что просто следуют санкциям ЕС, которые с середины июня должны были вступить в полную силу. При этом замминистра иностранных дел страны Мантас Адоменас сказал, что Вильнюс ждет разъяснений от Евросоюза — распространяется все-таки ограничение на российский транзит или нет.

Может ли быть произошедшее самоуправством литовских железнодорожников? Вряд ли. Но есть ли у Москвы рычаги давления на Вильнюс? Комментирует доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин.

Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «У нас с Литвой крайне плохие отношения. Дипломатических, политических возможностей у российского руководства практически нет. Литва уже отказалась от российского газа, электричества, других коммерческих очагов воздействия нет. Допустим, Германия — ей сложно отказаться от каких-то контактов с Россией, потому что она очень сильно зависит от нее по газу. Литва в этом плане не является такой зависимой страной, поэтому возможности наши крайне ограниченны, вследствие этого сейчас никто ничего дельного не может предложить. Значит, нужно сейчас не заниматься какими-то демаршами, надо продумывать новую логистику доставки грузов в Калининград».

Алиханов заявил, что ведет переговоры с МИД России и посольством в Вильнюсе. Но за сутки с момента появления первых сообщений об остановке транзита российские дипломаты не проронили ни слова. Важно понимать, что товары могут быть произведены в России: по факту это обычная перевозка из одного региона в другой регион нашей страны.

Не является ли это вмешательством во внутренние дела России? И почему Москва не торопится с ответом? Суббота все-таки, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Но Литва — член НАТО, и угрозы войной, возможно, уместные в таких случаях, сейчас даже не обсуждаются, добавляет он:

Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Я думаю, что с учетом того, что это может быть не единственное решение такого рода, наверное, в Москве обсуждают какой-то более общий ответ на возможные шаги со стороны других наших соседей. Все-таки речь не идет о блокаде Калининграда, все-таки воздушное пространство над Балтикой да и саму Балтику нам не закрывают, поэтому очень хотелось бы надеяться, что удастся удержать этот кризис в каких-то разумных пределах, не переходя «красной черты».

Если ЕС все-таки подтвердит необходимость ограничить железнодорожные перевозки в Калининград, оспорить это решение будет еще сложнее. Тогда региону останется только привыкать к морским и авиаперевозкам.

Буквально за несколько часов до ограничения транзита губернатор Калининградской области Алиханов, выступая на ПМЭФ, оценил перестройку логистики в обход стран ЕС в 10 млрд рублей.