Литва запретила железнодорожный транзит санкционных товаров в Калининград
Раньше на него распространялось исключение. Российские власти назвали это попыткой «удушения» региона и пригрозили ответом
Читать на полной версииОбновлено в 18:46
Поздно вечером 17 июня стало известно, что Литовские железные дороги уведомили Калининград о прекращении с полуночи транзита ряда товаров, попадающих под санкции Евросоюза.
Под запрет Литвы может попасть от 40% до 50% всех транзитных грузов, заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. После полуночи он записал видеообращение, в котором сказал, что не видел разъяснений Литвы, но, видимо, Вильнюс получил предписание от Еврокомиссии:
«Они прекращают пропуск транзита из Калининградской и в Калининградскую область из других регионов Российской Федерации большого перечня товаров, которые подпадают под европейские санкции. Якобы они получили разъяснения от Европейской комиссии. Мы не видели этих разъяснений. Раньше они пропускали в режиме транзита спокойно, потому что раньше калининградский транзит был в одном из санкционных пакетов в исключениях. Теперь якобы Европейская комиссия объяснила, что нет, на запрещенные к ввозу в ЕС товары эти исключения не распространяются, и нас просто поставили перед фактом, что эти грузы не принимаются к перевозке. Это в том числе строительные материалы — цемент, металлы, важные для строительства и для производства, а также готовая продукция, которая вывозилась с нашей территории. Это потребует сейчас от нас срочной постановки на линию Усть-Луга — Балтийск новых судов, различных балкеров, других типов судов. Мы уже сейчас работаем с Минтрансом, с Российскими железными дорогами, с «Росморпортом», с министерством иностранных дел для того, чтобы получить разъяснение от Европейской комиссии, потому что мы считаем, что это грубейшее нарушение протоколов по вступлению в ЕС прибалтийских государств, нарушение правил свободного транзита в и из Калининградской области. Это было обязательство ЕС и Прибалтики. Я уже не говорю, что это серьезный гуманитарный вопрос. Это попытка экономического удушения нашего региона».
Губернатор Антон Алиханов отметил, что под запрет Литвы попадают в том числе строительные материалы. Комментирует председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» и управляющий партнер платформы Dombook Ирина Доброхотова.
Ирина Доброхотова председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», управляющий партнер платформы Dombook «Что обычно возили по этим маршрутам из России в Калининград? Для строительства это было в основном сырье: металл, цемент, строительные смеси, очень многие строительные материалы, в основном конструкции, шли поездами. Теперь нам это все перегораживают, и, конечно же, это не очень хорошо. Если посмотреть на регион, то в [первом] квартале 2022 года было введено 1326 домов, почти 3,5 тысячи квартир общей площадью 325 тысяч, это очень много для такого города. Покупали как люди из России, так и приезжие. Все ляжет опять на потребителя, и раза в три дороже станут стройматериалы. Конечно, радует, что много ввели и жилья там хватает. На сегодня запас огромный того, что открытое. Но если сейчас перекроют, затянутся сроки строительства. Люди дольше не будут получать свои ключи. Собственное производство, самостоятельная экономика будут более востребованы у региона, и нужно будет свои силы, девелоперов повернуть на возрождение своего производства. Перебои с момента введения санкций начались, все сильно скачет еще с марта. Мы могли предполагать это заранее, подготовив двухтопливный паром «Маршал Рокоссовский», который способен перевозить железнодорожные составы, причем круглогодично, даже не используя ледокол. И второе аналогичное судно у нас в стране строится».
Действительно, помимо грузовиков и поездов, товары из России в Калининград можно доставлять только по морю, авиаперевозки на этом направлении были бы нерентабельны, говорит руководитель международного логистического альянса ACEX и правления транспортной компании ACEX Group Мирослав Золотарев:
Мирослав Золотарев руководитель международного логистического альянса ACEX и правления транспортной компании ACEX Group«Доскональные разъяснения в таможенные органы Литвы еще не поступили, поэтому, поскольку это свежее решение, таможня вообще ничего не пропускает. Дальше надо будет посмотреть, что будет происходить, сколько кораблей ставить в Усть-Луге, [чтобы возить] морем через нейтральные воды. Весь объем это может не покрыть, потому что никто к этому, наверное, не готовился. Надо смотреть по срокам. Это, наверное, то же самое — двое-трое суток с учетом прохода всех границ. По стоимости — ну, смотря какие грузы. Наливные, насыпные грузы — это одно, допустим, те грузы, которые контейнеризированы, — это другое. Чтобы самолетом делать доставки грузов — я на этом направлении не вижу. Теоретически, конечно, можно ставить грузовые самолеты, но это будет очень дорого — там нет таких объемов, чтобы грузовые самолеты пускать. И опять же, непонятно, если ввели ограничения на 50% грузов, то сократится и объем перевозок по железной дороге, объем поездов. Даже то, что несанкционное, будет доставлять уже сложнее и дольше, потому что не будет хватать на полную загрузку поезда».
В апреле ЕС принял пятый пакет санкций, который запретил перевозки товаров на территории Евросоюза российскими и белорусскими фурами. Исключением стал только транзит товаров, которые не попали под санкции ЕС, из России в Калининград.
В мае Антон Алиханов рассказал в интервью «Российской газете», что никакая «рельсовая война» невозможна и перевозки по железной дороге остаются без изменений, потому что калининградский транзит регулируется подписанными еще в 2003 году соглашениями между ЕС, Литвой и Россией.
Формально нарушения нет, но решение, очевидно, политическое и Калининград теперь остался вообще без подсанкционных товаров из списков ЕС, говорит руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen and paper Сергей Гландин:
— Сейчас речь идет о 833-м регламенте 2014 года. Все пакеты санкций просто вносят изменения и дополнения в этот первичный регламент. Это ни в коем случае не ужесточение, все нормативно-правовые акты о санкциях состоят из двух видов документов: это всегда решения и регламенты Европейского союза. Решения связывают правительства государств — членов ЕС. А регламенты адресованы непосредственно европейскому бизнесу.
— Уже фурами стало невозможно возить санкционные товары, но возили по железной дороге. Калининград остался вообще без подсанкционных товаров?
— Получается, что да. Потому что здесь нет каких-то особых исключений из этого общего правила, которое было введено пятым пакетом. Просто они не могли это сделать моментально, потому что железнодорожные договоры заключаются заранее и нельзя их моментально взять и перекрыть.
— В 2003 году Россия, Литва и ЕС подписали трехстороннее соглашение.
— Сам договор предусматривает возможность отступать именно для Литвы для определенных обязательств по этому договору, если таковые обусловлены обязательствами Литвы, вытекающими из членства в Европейском союзе. Поэтому формально юридической проблемы нет, но в любом случае Российская Федерация как сторона, если она посчитает свои права нарушенными, может начать специальный арбитраж. Но это политическое решение, конечно, теперь все зависит от нашей дипломатии.
К чему может привести такой шаг Литвы? Комментирует доцент МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин.
Официальных комментариев от Москвы пока нет. Есть заявление от главы «Роскосмоса». Дмитрий Рогозин был спецпредставителем президента на переговорах между ЕС, Россией и Литвой в 2003 году по транзиту в Калининград. Сегодня он написал в своем телеграм-канале, что Брюссель и Вильнюс вероломно рушат подписанные договоренности и что в ЕС «должны понимать последствия для легитимности своей же собственной восточной границы».
По факту Литва запрещает России перевозить в том числе и собственную продукцию между своими регионами. Может ли это стать «красной линией» для Москвы? Рассуждает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
— Конечно, едва ли мы начнем войну с Литвой, но это потребует соответствующей реакции с российской стороны. Я думаю, что будет реакция дипломатическая, возможно, и экономическая. Это осложнит дальнейшее развитие нашего торгового сотрудничества с Литвой. Думаю, что и трансграничное сотрудничество фактически будет прекращено.
— Почему до сих пор Москва молчит? Сутки прошли.
— Суббота все-таки. Я думаю, что с учетом того, что это может быть не единственное решение такого рода, наверное, в Москве обсуждают какой-то более общий ответ на, возможно, логичные шаги со стороны других наших соседей.
— Но как минимум это точно не повод, на ваш взгляд, для объявления войны?
— Думаю, что нет, что все-таки речь не идет о блокаде Калининградской области, все-таки воздушное пространство над Балтикой, да и саму Балтику нам не закрывают, поэтому очень хотелось бы надеяться, что удастся удержать этот кризис в каких-то разумных пределах, не переходя «красной черты».
На прошлой неделе депутат госдумы от «Единой России» Евгений Федоров внес законопроект об отзыве признания независимости Литвы. Литовский МИД посчитал это угрозой и вызвал российского посла. В Кремле заявляли, что не знакомы с инициативой депутата.