«Ъ»: студии Plarium и Game Insight уходят с российского рынка игр
Ценных сотрудников планируют вывезти за границу, а остальных уволят, уточнили источники изданию. Эксперты отмечают, что в России стало проблематично вести бизнес, поэтому могут уйти и другие разработчики игр
Читать на полной версииЗарубежные компании продолжают уходить с российского рынка игр, на этот раз такое решение приняли студии Plarium и Game Insight. Об этом стало известно газете «Коммерсантъ». В компаниях работают больше тысячи человек, при этом самых ценных сотрудников вывезут за границу, а остальных уволят, рассказали источники издания.
Уйти из России могут и другие разработчики игр, отмечают участники рынка. Вести бизнес в стране стало проблематично, к тому же иностранные партнеры очень настороженно относятся к игровым студиям из России. Комментирует эксперт игровой индустрии Геворг Акопян:
— Game Insight — это одна из самых больших и в свое время влиятельных компаний в стране, которая делала мобильные игры в первую очередь. Большая часть разработки находилась в Москве, игры они делали качественные. Что касается Plarium — это международная большая компания, у нее много офисов разработки по всему миру, по каким-то причинам решила закрыть офис именно в Краснодаре.
— Другие студии тоже будут уходить из России?
— В первую очередь связано с ограничениями, которые накладывают санкции. Есть определенные проблемы с платежами, с принятием денег, с доступом к разнообразным софтверным лицензиям, проблемы с изданием игр. Зачастую можно ожидать проблем от сторов, мы имеем в виду магазин дистрибуции Google Play и Apple Store. Резко обвалилась выручка, поэтому многие принимают решение закрыться, но это не означает, что все эти люди останутся без работы. Основатели этих студий — люди, которые обладают наибольшим опытом, топ-менеджеры сейчас соберутся, выберут из своих команд самых сильных, создадут новые юрлица и уже под видом международных студий будут издавать свои игры, при этом, возможно, что игры продолжат разрабатываться в России или в странах, куда удобно релоцировать сотрудников, — в Армении, Казахстане, Грузии. Ситуация затронула не всех, те студии, у которых выручка больше приходила с ПК, создатели браузерных игр или клиентских игр для ПК, их выручка пострадала в меньшей степени, потому что они не используют для дистрибуции Google Play и Apple Store. Пострадали в первую очередь те разработчики и издатели, которые ориентировались на международные платформы, такие как Steam, Google Play, Apple Store, им приходится искать обходные пути. Но все-таки игры в России делать продолжат, многие люди хотят остаться в стране, они будут делать это удаленно, просто головные компании будут переводиться в другие страны, чтобы иметь доступ к международному рынку.
В середине мая администрация президента РФ провела закрытую встречу с российскими разработчиками, они поделились своими проблемами. Основных две: потеря зарубежных площадок для дистрибуции игр и перспектива остаться без доступа к необходимому ПО. Речь, в частности, об игровых движках для разработки видеоигр. Заместить их действительно не получится, говорит разработчик видеоигр Михаил Романцов:
— У нас нет таких сильных, крупных студий разработки, как на Западе. Дело в том, что у нас нет мощностей, которые нужны именно для производства. У них есть финансирование, у них есть все производственные мощности, у них есть менеджеры, у нас с этим посложнее намного. Если есть какое-то наше ПО, то оно отстает очень сильно в развитии. Это как и с различным оборудованием, в том числе шлем виртуальной реальности, здесь очень сильно все проседает. Может быть, что-то и получится разработать, а выстрелит или нет — это как получится. Бывали у нас случаи, но они все уезжали туда работать, здесь не оставались.
— Игровые новинки не будут приходить в Россию?
— Есть та же Польша, которая блокирует различные игры типа «Ведьмака», то есть они не стали забирать у тех аккаунтов, которые уже купили до этого, заблокировали покупку «Ведьмака» в России.
После начала специальной операции многие игровые компании заявили, что приостанавливают деятельность в России. В частности, продавать игры в стране перестал Rockstar Games, владеющий франшизой на GTA, и Electronic Arts — создатель Fifa. С рынка ушел разработчик игр Wargaming, самый известный его проект — World of Tanks.