Что теперь будет с поставщиками IKEA?
Одни считают, что мебельные фабрики теперь спасет только чудо, другие говорят: не время унывать. Business FM собрала истории тех, кто сотрудничал с IKEA
Читать на полной версииНекоторые поставщики IKEA, которые создавали продукцию для магазина в России, могут закрыться через три-пять месяцев. Речь идет о тех игроках, чье производство было заточено под шведского гиганта. Такое мнение выразил в колонке Forbes Антон Макаров, основатель интернет-магазина Divan.ru.
Одним из крупных поставщиков была «Аскона», выпускавшая для IKEA миллион матрасов в год. В марте ей пришлось отправить в отпуск или простой 600 своих сотрудников. Сегодня весь персонал, который трудился на участке IKEA, переориентирован на выпуск текущей продукции, заявили Business FM в компании. Сокращений штата не планируется. 30% от мощностей, которые были задействованы под IKEA, переформатированы под выпуск для других каналов продаж. «Аскона» сотрудничает с Hoff, «Ашаном», есть собственная розница — около тысячи салонов. По данным Business FM, у «Асконы» сейчас рост по собственным продажам на 20%.
Но есть чисто производственные компании, у которых нет своих розничных каналов. Например, на «Поволжском фанерно-мебельном комбинате» 900 сотрудников производили мебель для IKEA более чем на миллиард рублей, в том числе для отправки в ЕС.
Пострадать могут и белорусские компании. Например, «Делком 40» из Гомеля делала для IKEA 20 тысяч диванов в неделю. В апреле сотрудников перевели на 2/3 оклада, оборудование простаивало. Сотрудники Business FM обзвонили больше 20 производств, но оперативный комментарий смогли дать немногие.
Средние поставщики IKEA — это, как правило, неплохие производственники, но слабые маркетологи и продажники, продолжает сооснователь мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий:
Максим Валецкий сооснователь мебельной компании Mr. Doors«Когда IKEA в 2000 году открывалась, мы к ней прибежали, еще тогда молодые, и сказали: «Давайте мы для вас будем что-нибудь делать». Они сказали: «Нет, ребята, мы уже изучили весь рынок, вы нам не нужны. У вас есть свой сильный бренд, и вам не захочется на нас работать». Это, как правило, низкая маржинальность, довольно жесткие условия, при этом гарантированный большой объем. Такой объем остальные наши крупные ретейлеры не потянут, плюс товар у IKEA специфический, разработан под IKEA, под их упаковку, под их дизайн. Чтобы выжить, им нужно будет перестраиваться под Hoff или дискаунтеров. Думаю, что больше всего это коснется корпусной мебели. Те, кто производит диваны и стулья, им легче будет перестроиться, потому что поменял обивку — и вроде все другое».
Проблемы будут и у тех, кто производил не конечный продукт, а детали. Кто-то пойдет со своим товаром на маркетплейсы. Но для того же Wildberries мебель — тяжелая позиция.
С IKEA было удобно, вспоминает директор новосибирской арт-мастерской «Булавка» Наталья Фершалова. Ее ателье работало с IKEA восемь лет. Из ткани, которую предлагал ретейлер, отшивали чехлы на мебель и шторы, диваны одинаковые по конструкции — никаких дополнительных опций. Прекратили сотрудничать четыре года назад, говорит Наталья:
Наталья Фершалова директор новосибирской арт-мастерской «Булавка» «Ассортимент тканей — практически выбора не стало. Люди перестали из этих тканей что-либо заказывать. Мое предложение было предлагать наши ткани на территории IKEA, но они на это, естественно, не пошли. Мы из-за этого перестали с ними сотрудничать, потому что элементарно мне нечем было зарплату людям платить. Сказать, что мы что-то потеряли, нельзя. У нас компания отшивает сценические костюмы — мы с артистами работаем, индивидуальными пошивами занимаемся, чехлами на мебель также занимаемся, шторами. Съемные чехлы — это, конечно, идея IKEA изначально. Много людей, которые сейчас пользуются этими диванами, обращаются опять же к нам — мы им отшиваем, и уже не по второму кругу те рекомендуют другим. Эти клиенты, которые купили мебель IKEA, до сих пор остаются нашими клиентами».
Не переживает из-за ухода IKEA гендиректор компании «Патера-сервис» Алексей Труш. Они поставляли для шведского ретейлера торговое оборудование:
— Оборудование для, например, вывески ковров. Мы делали оборудование, чтобы вывешивать эти ковры в магазинах. У нас производство настроено на любые сети DIY, торговое оборудование мы производим для магазинов строительных материалов, их много, ничего страшного абсолютно.
— Количество сотрудников, которое есть, столько же людей и будет работать?
— Да, да, может быть, даже больше, мы развиваемся. У Leroy Merlin в разы больше объемов, темпы развития намного выше, чем у IKEA.
IKEA ушла, но пока не совсем. Предположительно, в июле обещают большую распродажу. У сотрудников будет приоритетное право выкупа. Это наверняка обернется ажиотажем и заоблачными ценами у перекупщиков.