IKEA полностью уходит из России. Компания продаст все четыре фабрики
Они находятся в Ленинградской, Кировской, Московской и Новгородской областях. В июле IKEA откроет онлайн-магазин, чтобы распродать остатки товаров со складов. При этом торговые центры «Мега» продолжат работать в России
Читать на полной версииОбновлено в 16:22
IKEA сокращает бизнес в России и продает все свои фабрики в стране. Как говорится в заявлении шведской компании, «за последние несколько месяцев ситуация с бизнес-процессами и цепочками поставок по всему миру сильно ухудшилась. Ввиду этого мы не видим возможности возобновить продажи в обозримом будущем».
IKEA закроет свои российские офлайн-магазины, но с июля откроет онлайн-распродажу остатков. Сотрудникам предлагают увольнение по соглашению сторон. При этом торговые центры «Мега» продолжат работать.
В заявлении IKEA говорится: «Группа компаний Inter IKEA и группа компаний Ingka приняли решение сократить масштаб бизнеса в России. Это трудное решение, но мы верим в то, что оно необходимо». Сегодня в компании прошло собрание в онлайн-формате, по видеосвязи с работниками говорило руководство, включая зарубежный менеджмент.
Оптимизация коснется многих сотрудников. Будет уменьшен штат на собственных производствах и начнется процесс поиска новых владельцев для всех четырех фабрик в России — в Ленинградской, Кировской, Московской и Новгородской областях. Сотрудникам предлагают увольнение по соглашению сторон и обещают помочь с поиском работы, всем желающим предоставят психолога. Зарплаты будут выплачивать до конца лета, а страховку сохранят до конца года.
«Для обеспечения необходимых бизнес-процессов» будет организована распродажа товаров со складов — их предложат сотрудникам и клиентам, сроки объявят отдельно.
Розничный бизнес IKEA в России остается на паузе, поставки товаров в Россию и Белоруссию тоже на паузе. IKEA сотрудничала как минимум с 30 крупными и большим количеством более мелких российских поставщиков предметов мебели, текстиля, интерьера. Теперь им ничто не помешает производить ту продукцию, которая раньше выпускалась исключительно под поставки в IKEA, под собственными брендами. Это заявления заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова. Кому IKEA может продать свои производства в сложившихся обстоятельствах? Комментирует исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:
— Я думаю, что IKEA нужно было бы сейчас подумать и вернуться на рынок, есть различные варианты. Одна из оптимальных моделей — передача местному менеджменту в лице управляющей компании, юридического лица, который начнет, условно говоря, что-то как-то продавать под псевдобрендами IKEA, может быть, не с таким широким ассортиментом. Покупатель на ту часть активов, которую хочет продать IKEA, конечно же, найдется, но, опять же, весь вопрос будет упираться в цену, никто за рыночную стоимость или за реальную стоимость не будет покупать этот актив, нужно, значит, предлагать хороший дисконт. Я думаю, что речь пойдет не о 20% и даже не о 30% рыночной стоимости. Вряд ли получится оптимизировать и быстро начать выпускать что-то новое на базе активов IKEA, потому что никто не разрешит использовать название. Это всегда некий новый вывод чего-то нового на рынок, что сопряжено с определенными финансовыми рисками. На мой взгляд, IKEA лучше либо выждать какой-то промежуток времени, раз они все-таки уже приняли на себя бремя нести убытки в связи с приостановкой своей деятельности, хотя бы попробовать дождаться осени.
— Если не найдется, то как, дробить тогда?
— Я думаю, да. Даже одну фабрику как бизнес продать всегда выгоднее и легче, чем продать, условно говоря, набор станков и набор недвижимого имущества. Фабрики кто-то, наверное, и мог купить, но в текущей ситуации крупные игроки о суперрасширении не думают, а те, кто на своих активах стабильно работает, зачем им еще покупать себе заводы, для того чтобы расширить ассортимент? Я не знаю, чтобы кто-то сейчас ставил такие глобальные цели. Потому что рынок на самом деле насыщен, хотя некоторые игроки ушли, как IKEA, но IKEA достаточно специфический магазин, поэтому я не уверен, что IKEA влегкую найдет себе покупателя, и вряд ли покупатель захочет себе такую опцию, как обратный выкуп.
После приостановки продаж IKEA большинство подмосковных поставщиков начали работать с российской мебельной компанией Hoff, говорил в интервью РБК губернатор Московской области Андрей Воробьев. Сам Hoff отчитался о росте выручки на 30% на фоне приостановки работы IKEA. Вряд ли мощности собственных заводов IKEA в России может приобрести кто-то из российских конкурентов, считает основатель интернет-магазина мебели Divan.ru Антон Макаров:
— Те компании, которые имеют свою розничную сеть по примеру «Асконы», будут фокусироваться на переключение мощностей на свои розничные каналы, на свои объемы продаж. Компании, которые были сфокусированы больше как производственные компании, могут идти к розничным компаниям. Я так понимаю, что основным бенефициаром с уходом IKEA станет розничная сеть Hoff, вставать в очередь к ним на переговоры, соответственно, делать какие-то свои предложения. Но это не сможет компенсировать полный объем IKEA, все-таки IKEA воспринималась и как бренд, и как определенного рода [авторитет] по интерьерам, по дизайнам. Наши форматы, к сожалению, пока еще не дотягивают.
— То, что именно было разработано по дизайну IKEA и так далее, они смогут это под своим брендом продавать?
— Чисто технически смогут. Вопрос — будут ли те продажи, те объемы, которые были в IKEA.
— На ваш взгляд, все-таки какая сделка будет, может быть как с McDonaldʼs?
— Да, возможно, будет «Стильно и точка», «Мебель и точка». Вопрос, кому поручат это купить, пока вопрос остается открытым.
— А предположить, кто мог бы купить на рынке?
— Действующие на рынке игроки не потянут по стоимости, которые IKEA инвестировала в свои объекты. Скорее всего, это будет с «Тинькофф» оформлено.
— К вам не обращался кто-то из икеевских партнеров?
— Поставщики в начале марта обращались, с кем-то мы начали сотрудничество, с кем-то в процессе диалога. Игроки мебельного рынка весьма грустят и сожалеют о том, что уходит такой игрок, как IKEA, потому что для нас была вдохновляющая компания, местами комплиментарная с точки зрения интерьеров в IKEA. Часто в тех же помещениях у дизайнеров, архитекторов был диван или стеллаж из дерева от IKEA, и все это было гармонично. Сейчас в России мы лишаемся скандинавского стиля.
IKEA приостановила продажи в магазинах и онлайн на российском рынке, а также производство на своих фабриках в России 4 марта. С 1 июня ретейлер открыл отделы обмена и возврата. Газете РИА Новости сообщили, что товары из IKEA появились на «Яндекс.Маркете». До закрытия магазинов сам шведский магазин продавал свою продукцию на этой площадке, но сейчас ее реализуют другие фирмы. Набор товаров на маркетплейсе очень ограниченный. Business FM позвонила в поддержку «Яндекс.Маркета» по поводу продавца икеевских стульев:
— Вот у вас стул IKEA продается, я хотела уточнить, что продавец — сама IKEA?
— Поставщик не IKEA, так как она ушла с рынка из России, есть поставщики, которые предоставляют товары. Я сейчас направлю информацию, чтобы уточнили по поводу этого товара и с вами связались по этому вопросу. Я вам не подскажу по этому товару.
— Раньше на «Яндекс.Маркете» были икеевские товары, но они были из IKEA?
— До этого, когда еще она не ушла с рынка, были. Сейчас она ушла, и ведется проверка по поставщикам. Я сейчас передам информацию, чтобы специалисты проверили все.
После звонка продавец вместе со стулом с «Яндекс.Маркета» исчез. Аналогичный стул выставлен у другого продавца по цене вдвое больше — вместо 5,6 тысячи рублей за 11 638 рублей.
В пресс-службе «Яндекс.Маркета» Business FM ответили, что десятки тысяч продавцов размещают у них миллионы товаров. И сейчас идут проверки. Товары IKEA можно найти и на Ozon.