Forbes: для элитной недвижимости не хватает скоростных лифтов
Дефицит возник после приостановки работы в России «большой тройки» иностранных производителей. Они пока обслуживают уже установленные лифты, однако не принимают заказы на новые
Читать на полной версииВ России возникла нехватка высокоскоростных лифтов для объектов элитной недвижимости, пишет Forbes. Хотя это, конечно, не самая насущная проблема, однако по цепочке затронуть она может и области попроще — комфорт-класс и даже эконом в обычных панельках.
На долю «большой тройки» производителей лифтового оборудования — американской Otis, немецкой ThyssenKrupp Elevator и швейцарской Schindler, приостановивших работу в РФ, — приходится почти четверть российского рынка. Сейчас они еще обслуживают лифты, но не собираются поставлять новые. Финская Kone заявила, что остается в России и продолжает выполнять все обязательства. В сообщении корпорации Otis Worldwide говорится: «Мы приостанавливаем прием новых заказов на поставку лифтового и эскалаторного оборудования. Мы продолжим выполнять обязательства по текущим заказам на новое оборудование, включая осуществление отгрузок лифтового оборудования, а также будем предоставлять услуги по техническому обслуживанию оборудования в строгом соответствии со всеми требованиями применимого законодательства».
Директор департамента по закупкам группы компаний ФСК Александр Ткаченко рассказал Business FM, что новых поставщиков уже нашли, однако вырастут затраты на логистику:
— Соглашение у нас было подписано с компанией Mitsubishi, компания японская, производство у них находится в Китае. Сроки и сложности в логистике, безусловно, есть, ранее производство и поставка занимали около трех месяцев, если брать текущий момент — порядка пяти месяцев. Мы чуть раньше начинаем планировать.
— Если Mitsubishi решит уйти, что будете делать?
— У нас есть договоренность напрямую с китайскими заводами, по крайней мере в перспективе трех-четырех месяцев. То, что касается лифтов комфорт-класса, это до 100 метров со скоростью 1,6 метра в секунду, здесь у нас также подписан долгосрочный контракт с российским производителем, это МЭЛ, здесь тоже чуть-чуть увеличились сроки по поставке, опять же, все завязано на логистику, на комплектующие.
По бизнес-классу из-за новой логистики, где японские лифты приходится везти из Китая, рост стоимости будет 10%, по комфорт-классу, где были заменены лебедки, ловители, станции управления, рост уже в 20%, отметил Александр Ткаченко.
Последние годы планка России по вводу новых лифтов в эксплуатацию установилась на уровне 40 тысяч штук и выше. Три четверти производится здесь. Даже у Otis была локализация. В теории российские лидеры, например Щербинский завод, Серпуховский и другие, которые сейчас собирают эконом-лифты, могут переключиться и на люкс, считает директор управления элитной недвижимостью компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова:
— Когда все произошло, застройщики в первую очередь пытались заранее приобрести инженерные системы. В той же Турции, конечно, есть марки, которые достаточно неплохие.
— Российские производители, условно Щербинский лифтостроительный завод, не рассматриваются?
— Просто не было прецедентов, все пользовались представителями продукции той четверки. У Щербинского завода не было задачи производить лифты для элитных жилых комплексов. И, может быть, в какой-то момент Щербинский завод переплюнет все остальные.
Высокоскоростные лифты — это не только фишка пафосных небоскребов, но и в принципе многих «свечек» или элитных ЖК. Средний срок службы лифта — 25 лет, то есть запас времени на параллельный импорт деталей есть, как и на свое производство.
Заменить мелкие детали легко, помогут Китай и Турция, с электроникой будет сложнее. Косвенные подтверждения того, что существует дефицит комплектующих для ремонта лифтов, есть уже сейчас — например, источники Business FM рассказали, что в башне «Империя» уже неделю как лифт вышел из строя, один из четырех, и его все еще не починили. Это ненадолго, уверена директор некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая:
Татьяна Вепрецкая директор некоммерческого партнерства «Национальный жилищный конгресс» «Все, что сейчас мы видим, — длинные ремонты, это связано с тем, что мы переходим на новые поставки. Сказать, что серьезно мы пострадаем от деталей, которые являются механическими, — нет, такого не произойдет. Производство лифтов по большей части расположено в Китае — детали мы всегда можем купить там. Сказать, что идеально тот же Otis или те фирмы, которые ушли, работали, нельзя: количество отказов, количество поломок было где-то наравне со всеми».
Наконец, если даже прекратится обслуживание, можно будет вытащить старый лифт и поставить новый, другой конструкции, от другой фирмы. По словам экспертов, сейчас есть тренд на унификацию. Возможно, понадобится модернизация, но долбить новую шахту для лифта уже никто не будет.