Госдума во вторник, 7 июня, рассмотрит законопроект о наказании за публичные призывы против безопасности России, предусматривающий до семи лет колонии со штрафом в размере до 2,5 миллиона рублей. Также Дума рассмотрит новый закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». На что в этих инициативах стоит обратить особое внимание?

Предлагаемое законодательство о наказании за публичные призывы против безопасности страны очень похоже на уже действующие законы, карающие за экстремизм. Однако законотворцы на фоне специальной военной операции на Украине сочли нужным значительно расширить юридические основания для привлечения к ответственности тех, кто не только работает или, не дай бог, воюет против своей страны, но и хотя бы критикует каким-то образом действия властей в условиях конфликта, но и не только.

Так, одна из новых предлагаемых в УК статей вводит ответственность не только за призывы к «действиям против безопасности», но и за «воспрепятствование исполнению органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности» России. При желании это положение можно трактовать довольно широко. Как и предлагаемую другую статью, карающую за «конфиденциальное сотрудничество со специальными службами иностранных государств».

С одной стороны, вроде бы все уже описано и уточнено в законодательстве о шпионаже, поэтому есть ощущение умножения сущностей. С другой, срок до восьми лет может грозить в том числе за сотрудничество не только с иностранными спецслужбами, но и иностранными или международными организациями, действующими «в интересах специальной службы иностранных государств», а также зарубежными ЧВК и частными разведывательными компаниями.

В принципе, исходя из текущего политического контекста, можно легко представить, как в действиях в интересах иностранных спецслужб в приступе конспирологии или шпиономании может быть заподозрена любая иностранная организация. Да даже и ООН. Да и само понятие «шпионаж» еще более расширяется.

Теперь это может быть в том числе передача, сбор, похищение сведений, которые могут быть использованы против армии и госорганов России «в условиях вооруженного конфликта» или «иных действий» с применением вооружения и военной техники России. То есть это теоретически все что угодно, ведь заранее точно не известно, что именно может заинтересовать потенциального врага. Кстати, перечисление наказаний за столь широко понимаемое «конфиденциальное сотрудничество» не дополнено указанием, как избежать такой предосудительной конфиденциальности. Предполагается, видимо, что заранее надо испрашивать согласие «органов» на контакты с иностранцами. Ну на всякий случай. Зато чистосердечное признание или вовремя написанный доклад, отчет или заявление куда следует тут же освобождает от ответственности.

Даже правительство по-своему впечатлилось размашистостью карающих формулировок и в отзыве на законопроект обратило, в частности, внимание на необоснованность использования оценочных терминов, которыми изобилует текст: «своевременно», «противник» и «деятельность, направленная против безопасности Российской Федерации». И так далее. О таких тонкостях, как просматривающееся стремление ограничить под предлогом чрезвычайщины свободу слова и ассоциаций в части критики госорганов, никто, впрочем, из официальных рецензентов не вспомнил.

Что касается нового федерально закона об иноагентах, то правительство честно призналось, что вообще не считает нужным выступать с какими-либо замечаниями. Теперь несколько законов об иноагентах — физлицах и СМИ будут сведены в один. Что упрощает дело. Иностранным агентом теперь может быть признано любое российское или иностранное юрлицо, любое объединение лиц или физлицо независимо от его гражданства, И не только в случае, если такие лица получают иностранную поддержку, каковая сейчас у некоторых иноагентов напрямую и не просматривается, но и просто «находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, либо финансируют указанные виды деятельности». А в единый реестр таких сомнительных, с точки зрения государства, личностей будут вноситься теперь еще и те, кто аффилирован с иностранными агентами. Что также дает возможности для широкого толкования.

Иноагенты будут теперь в большей степени поражены в правах. Они обязаны будут сообщать о наличии своего статуса своим работникам и органам публичной власти, в которые обращаются, лоббируя свои интересы. Не очень понятно из этого, надо ли информировать, скажем, всякий раз еще и МФЦ или Пенсионный фонд. Насчет обязанности маркировки своих материалов не упомянуто о ранее предполагавшемся освобождении от такой маркировки в записях в соцсетях личного характера. Иноагентам запретят влиять на детей в России. Будут ли лишать родительских прав? Не уточняется. Иноагентам будет запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность, но только в отношении несовершеннолетних. Зато им нельзя инвестировать в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. То есть, наверное, покупать акции «Газпрома» и им подобные тоже.

В принципе, прочтя предлагаемые законодательные новеллы, многие рьяные критики властей, а также уже признанные или потенциальные иноагенты, равно как и аффилированные с ними лица, предпочтут просто уехать из страны. Возможно, на это все и рассчитано. Потому что здесь вам не там.