Глобальный кризис полупроводников ослабляется, уверены многие европейские автопроизводители. Об этом сообщило Bloomberg.

Автоконцерны подчеркивают, что кризис полупроводников еще не преодолен, но произошел прорыв. В Mercedes Bloomberg рассказали, что перебои в поставках периодически возникают, но это ничто в сравнении с прошлым годом, и проблем с производством нет. В BMW тоже заявили, что все заводы работают. Стабильные поставки чипов отметили и в Volkswagen. А вот, например, в Volvo считают, что доступность полупроводников еще ограничена.

В целом ситуация на этом рынке очень нестабильна, и она быстро меняется, говорит руководитель студенческого конструкторского бюро робототехники в Московском институте электронной техники Станислав Шепелев.

Станислав Шепелев руководитель студенческого конструкторского бюро робототехники в Московском институте электронной техники «Есть те, кто использует более популярные чипы, и, соответственно, на них был более высокий спрос. И, учитывая, что из Тайваня ограничили поставки различных микросхем, я думаю, что сейчас ситуация на рынке будет снова меняться. На европейском рынке, американском у производителей будет возможность купить больше чипов из-за того, что российские потребители остались без своей части. Да, сейчас есть сложности с логистикой, но микроэлектроника менее подвержена таким логистическим проблемам: если речь идет о партии каких-нибудь готовых блоков для автомобилей — это одно, но для того, чтобы доставить микросхемы, не нужно арендовать контейнер, это все обычно небольшое. Тут вопрос связан с локализацией производства — где оно у них расположено».

Кризис полупроводников начался во время пандемии, когда многие заводы резко сократили производство, а спрос остался на том же уровне или даже вырос: в условиях самоизоляции стали востребованными, например, высокопроизводительные компьютеры, отмечают эксперты. При этом по значимости для производителей чипов автоконцерны стоят на втором месте после технологических компаний, потому что создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты.

Дальше кризис чипов усугубился из-за случайных событий. Так, на техасских заводах, где делают проводники, из-за холодов отключили электричество. В Тайване, мировом центре по производству чипов, из-за засухи заводам не хватало воды. На одном из ведущих мировых предприятий в Японии во время пожара сгорело все оборудование. Крупный пожар произошел и на химзаводе в Китае, где делают поликремний для полупроводников. Эксперты говорят, что скоро будет новый виток кризиса. На этот раз из-за того, что Россия ограничила экспорт сырья для микроэлектроники. Комментирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «РФ отказалась от поставки инертных газов, а она поставляла до 30% от мирового потребления, еще значительная часть уходила с Украины и сейчас также недоступна. Поэтому производители процессоров и чипов могут столкнуться с нехваткой. Других проблем, преимущественно с железом, у автопроизводителей нет. Поэтому если кризис с полупроводниками начнет постепенно разрешаться, то мы увидим постепенное возобновление производства высокотехнологичных автомобилей в прежних объемах».

России все это не касается, в страну не поставляются не только высокотехнологичные чипы, но и более простые устройства, например, блоки АBS и подушки безопасности. По оценкам аналитиков, в апреле в России собрали около 20 тысяч машин, а привезли около 30 тысяч. Общий объем составил всего лишь 20% от прежнего. Причем на мировом рынке от этого только плюсы. Некоторые модели, например, Toyota или Mercedes — в дефиците, и теперь эти машины продаются не в России, а, скажем, в Объединенных Арабских Эмиратах.