Растущий рынок и привлекательные условия: российские бизнесмены устремились в Мексику
Они стали уезжать в Латинскую Америку после 24 февраля, в основном — в Мексику. При этом страна не пользовалась спросом у российских предпринимателей прежде. Кто и зачем едет туда сейчас?
Читать на полной версииМногие российские предприниматели после начала военной спецоперации России на территории Украины устремились в Латинскую Америку, в частности в Мексику. Об этом сообщил Forbes.
В начале марта Андрей Анищенко — сооснователь бразильской онлайн-школы цифровых профессий EBAC Online — поделился в соцсетях идеей построить группу российских IT-сервисов в Латинской Америке. Он отметил, что потенциал у рынка есть, а местные игроки слабые. Как потом написал бизнесмен, он думал, что сможет выбрать пять проектов и усилить их. В итоге меньше чем за сутки пользователи соцсети предложили ему около ста проектов.
Предприниматель решил, что, раз так много желающих, нужен акселератор, то есть институт поддержки стартапов, по пока времени на его создание нет. Зато в Telegram появился чат Latam Business, где предприниматели обсуждают работу в Латинской Америке — в основном в Мексике и Бразилии. Но в чате далеко не только представители IT.
Например, в сфере продвижения и консалтинга в Мексике работает партнер оператора дата-центров для размещения майнингового оборудования BWC Mining Роман Забуга. Сейчас он готовится выйти на рынок с новым криптопроектом. По его словам, у бизнеса в регионе огромный потенциал, там живут больше 500 млн человек, а это в три-четыре раза больше, чем в России.
Роман Забуга партнер оператора дата-центров для размещения майнингового оборудования BWC Mining «Достаточно хорошо развиты digital-рынки. У них есть капитал, у них есть деньги. И это не американские деньги, за которыми следит SEC: если что, на вас уголовное дело заведут и привлекут к ответственности, где бы вы ни были, независимо от юрисдикции вашей компании. Там с этим чуть проще: инвестиции принимаются с распростертыми объятиями. Плюс это все-таки растущие экономики. Прогнозы по той же самой Мексике: это одна из ведущих стран в мире по перспективам ведения бизнеса. Стабильная, хорошая, сильная экономика, у них хорошие связи с Северной Америкой, там есть рынок, там есть и потребители, и сбыт, там все хорошо».
Если говорить конкретно о Мексике, раньше эта страна не пользовалась популярностью в основном из-за негативного новостного фона. В СМИ часто мелькали заметки о перестрелках в каком-нибудь районе и разборках наркокартелей, в результате которых погибли люди.
Все изменилось во времена пандемии, когда Мексика осталась одной из немногих открытых для въезда стран, и в нее потекли инвестиции, в частности из США. В итоге уже через два года после начала коронавируса в стране появились сразу восемь «единорогов», то есть стартапов стоимостью больше одного миллиарда долларов.
С юридической точки зрения начать бизнес в стране не сложно, отмечают эксперты. Можно открыть филиал или юрлицо, но в основном это нужно, чтобы рассчитываться с местными контрагентами. Некоторые опрошенные Business FM предприниматели работают на мексиканском рынке, но компании при этом зарегистрированы в США или Великобритании, потому что бизнес по большей части онлайн. Это касается и сферы маркетинга, говорит CEO маркетингового агентства B& K Владимир Богдан.
Владимир Богдан CEO маркетингового агентства B&K «Физически мы не представлены в Латинской Америке, Колумбии, Чили, Бразилии. Мы работаем с нашими партнерами, у которых там склады и которые у нас заказывают услугу продвижения их товаров на этом рынке. Когда начались потрясения российского рынка, когда Facebook закрылся и так далее, бизнес начал искать новые пути. С точки зрения рекламы, рынок Латинской Америки привлекателен тем, что там по уровню развития технологий и изощренности рынка, это минус три года от эсэнгешных реалий. То, что мы делали три года назад, работало и приносило классные результаты, сейчас приносит классные результаты там. Это контекстная реклама, минимальный контент-маркетинг, таргетированная реклама и так далее».
Много предпринимателей в Мексике сейчас работают в сфере онлайн-образования. Бизнесмены из этой сферы рассказали Forbes, что их подразделение в Мексике развивается медленнее, чем в той же Бразилии, главная причина — персонал. Его пришлось искать с нуля, а потом с сотрудниками возникли сложности, их нужно больше контролировать и давать четкие инструкции по работе. Есть и другие национальные особенности, говорит основатель Remotecamp, лагеря и онлайн-школы для тех, кто работает удаленно, Антон Минковский.
Антон Минковский основатель Remotecamp «Вообще Латинская Америка вся своеобразная. Это не Европа и не Америка. У людей свое понимание о времени: если ты назначаешь встречу на час, они могут приехать в три. И это не потому, что они опаздывают, у них просто другое представление о времени, вообще свое. Они живут в более расслабленном режиме. Даже на свидания девушки также приходят позже. Люди могут не отвечать тебе на письма или отвечать через день — это тоже нормально для них».
Участники рынка отмечают, что, как это обычно бывает с хайповыми темами, работает так называемая ошибка выжившего. Например, в сфере онлайн-образования на мексиканский рынок успешно зашли та же EBAC Online, сооснователь которой и предложил построить группу российских IT-сервисов в Латинской Америке, и еще пару игроков. И сейчас все смотрят на них и пытаются повторить. Но пройдет полгода-год, и все поймут, что это не так просто, как кажется.