Финансовый мост сожжен. Расчетный депозитарий Мосбиржи попал под санкции ЕС
Это значит, что российские держатели еврооблигаций теперь уже точно в обозримом будущем не получат свои деньги, равно как и иностранные инвесторы, покупавшие российские бумаги. Но санкции могут еще и повлиять на выплаты по российским суверенным долгам
Читать на полной версииЕвросоюз ввел санкции против Национального расчетного депозитария, входящего в группу Мосбиржи.
Между российскими и европейскими инвесторами был финансовый мост. С нашей стороны — Национальный расчетный депозитарий, с их — клиринговые центры Euroclear и Clearstream. Их функция в том, чтобы вести учет ценным бумагам, которые приобретают инвесторы. В марте и та и другая стороны ввели ограничения. И тогда и у наших, и у иностранных держателей ценных бумаг все зависло. Они не могли получить доход или продать. И все-таки была надежда, что рано или поздно и тем и другим дадут возможность вывести активы, то есть хотя бы уйти со своим. Но теперь мост сожжен. Евросоюз ввел санкции против НРД. И это значит, что наши инвесторы, которые покупали иностранные бумаги, и зарубежные инвесторы, которые покупали российские бумаги, могут с ними распрощаться. Если еще проще, они все потеряли деньги — и немалые. ЕС поставил точку, говорит частный инвестор Василий Олейник:
Василий Олейник частный инвестор «У Euroclear скопилось несколько миллиардов долларов, но это деньги россиян, которые отправить они не могут. Соответственно, для них это тоже сильно негативный момент, потому что они не имеют права на своих счетах держать такие суммы. Им нужно переделывать всю инфраструктуру и все документы, по которым они работают. И они говорят: мы не можем и не хотим переделывать, для нас это проблема, но мы и перечислить в НРД не можем, вы запрещаете нам, потому что, возможно, часть денег попадет лицам, которые находятся под санкциями. Получился замкнутый круг, поэтому им нужно было что-то предпринять или придумать официально, чтобы Euroclear обосновал свою позицию. И вот придумали».
Но, возможно, основная мотивация все-таки другая. Против нашего Минфина введены санкции, и он не может расплатиться по суверенным долгам в долларах и евро. Ведомство предложило иную схему. Держатели облигаций заводят в НРД рублевые счета, получают свои деньги в нашей валюте, сразу же их конвертируют и без ограничений выводят — столько, сколько нужно. То есть Россия не отказывается платить, наоборот, придумывает варианты, как это сделать. Но после введения санкций против НРД и эта схема стала невозможной. И следующее событие, которое, вполне вероятно, произойдет, — это полномасштабный дефолт. И по государственным долгам, и по корпоративным. И у нас, и у них. И это даст Западу повод для громкого заявления: «Цель санкций достигнута, в России дефолт!» Возможно, ради этого все и делается, а какие-то прагматичные соображения напрочь забыты. Комментирует финансист, управляющий инвестфондом Андрей Плотников.
Андрей Плотников финансист, управляющий инвестфондом «Блокировка НРД действительно очень сильно сейчас может затормозить выплату российского госдолга по еврооблигациям, поскольку заплатить и разблокировать бумаги не представляется возможным. По сути, технический дефолт уже был пару дней назад, когда ряд европейских стран объявили о том, что все-таки РФ не сможет рассчитаться из-за блокировки по своим обязательствам, и сейчас все ведется к тому, чтобы технический дефолт был уже, по сути, настоящим и громким. Но я не думаю, что это сильно повлияет на россиян».
На государственном уровне ничего страшного не произойдет. Мы не заплатим, нам не заплатят. Правда, суммы огромные, наш общий долг, и государственный, и корпоративный, превышает 450 млрд долларов. Иностранным инвесторам судиться в российских судах явно бессмысленно, как и российским владельцам бумаг отстаивать интересы в иностранных судах. Дальше может быть арест собственности, если она, конечно, есть. Но это долгий процесс, споры могут затянуться на годы. Но, пожалуй, главное, что санкции в данном случае бьют не столько по компаниям и банкам, сколько по обычным людям. По среднему классу, который, следуя советам государства, вкладывал заработанные деньги в ценные бумаги, говорит президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.
Причем об этих людях на высшем уровне предпочитают не вспоминать, как будто такого класса нет в природе. А он есть, и это сотни тысяч, а может быть, и миллионы россиян. И было бы логичным как-то им помочь, например временно освободить от налогов. Подобную меру предложил Минфин — не брать НДФЛ с тех, кто выводит бумаги с санкционного брокера. И еще в марте был подписан закон о мерах поддержки граждан и бизнеса, пострадавших от санкций. И, в частности, им положены кредитные каникулы, в том числе по ипотеке. Ну, хоть что-то.