Теперь как все: Минцифры исключило из реестра IT-компаний более 400 организаций
В реестр больше не входят «Сбер», Ростелеком, «Почта России», другие банки, страховые компании. Они будут лишены перспективы налоговых льгот. С чем связана такая фильтрация?
Читать на полной версииОбновлено в 15:20
Минцифры исключило 32 банка, Мосбиржу и ЦБ из реестра IT-компаний. Из-за несоответствия критериям деятельности IT-организации ведомство убрало из реестра 400 компаний, в числе которых российские банки и страховые компании. Не все с этим согласились, например Мосбиржа заявила, что более 50% ее сотрудников — высококвалифицированные IT-специалисты с уникальной экспертизой, без которых финансовый рынок бы не работал.
Как сообщили в Минцифры, фильтрация реестра IT-компаний проходит регулярно. А для таких компаний правительство предусмотрело серьезные льготы.
Ранее компаниям для включения в реестр было необходимо лишь иметь профильный ОКВЭД. Этим массово пользовались, в частности, банки и госкомпании, где IT-отделы действительно большие, но основная часть бизнеса работает по другим отраслям.
Теперь Минцифры анализирует и информацию об организации из открытых источников. Как заявило ведомство, из списка исключили только те компании, для которых деятельность в IT-сфере не является основной. Это главное условие для получения льготы.
После июльских поправок в законодательстве льготы даются при условии, что доля доходов компании от разработки и продажи своего IT-продукта должна быть не менее 70% в общем объеме. Статус IT-компании позволяет получить льготные кредиты и освободиться от проверок и налога на прибыль на три года. Кроме того, сотрудники таких компаний получают отсрочку от армии и могут взять льготную ипотеку для IT-специалистов. Судя по букве закона, льготы получают все сотрудники таких компаний, включая бухгалтеров, курьеров или кассиров в случае банков.
Минцифры считает, что сейчас получить статус IT-компании слишком просто. С другой стороны, с учетом новых поправок льготы не будут распространяться на реальных айтишников, от работы которых зависит успешная деятельность компаний, например того же «Сбера», для того чтобы удержать ценных специалистов, ему, скорее всего, придется за свой счет как-то компенсировать недополученные льготы.
Банки и другие крупные компании нашли способ сохранить льготы, говорит генеральный директор компании в сфере информационной безопасности Phishman Алексей Горелкин:
Алексей Горелкин генеральный директор компании в сфере информационной безопасности Phishman «К этому были готовы крупные организации, они специально выводили в отдельные «дочки» своих айтишников, как раз чтобы можно и льготы для этих людей оставить, и чтобы сам банк не был в фокусе внимания государства как нецелевой, расходующий бюджетные деньги. Мы сейчас это разбираем, в том числе и с юристами, потому что мне известны кейсы, когда даже водители попадали под эти льготы. В нашей организации попали только люди, которые напрямую связаны с разработкой, напрямую связаны с IT, остальные не попали. Но при этом подать можно довольно многих, я уверен, что государство это сейчас тоже будет расчищать, потому что это большой объем бюджетных денег. Я считаю, что основная прибыль IT-организаций должна быть от IT-услуг либо каких-то продуктов, но я бы добавил важное условие, чтобы эта доля была не из аффилированных организаций. Простой пример: «Сбер» может сделать «дочку», оказывать сам себе услуги».
Требования к компаниям, которые хотят получить льготы, должны быть доработаны, считает коммерческий директор «Технократии» Илья Долгополов:
Илья Долгополов коммерческий директор «Технократии» «Я думаю, государство избегало создания налогового маневра для всех. Была льгота, льгота была прописана конкретно, то есть у нее были собственные связи. Связь была в удержании IT-компаний. Причем если, условно, они сейчас [проанализируют] весь рынок, все, у кого есть хоть какие-то айтишники, попадут под этот налоговый маневр, то это не приведет к цели увеличения IT-сообщества, IT-компаний в России. При этом если мы даем одинаковые льготы маленькой компании из региона и большому «Сберу», они находятся примерно в одинаковом положении. «Сбер» продолжает пылесосить рынок, потому что у него и так огромное количество денег, плюс к этому у него еще теперь меньше НДФЛ на человека, то есть он может предлагать более конкурентные ставки. Это не расчистит рынок снизу. Поэтому в данном случае мера выглядит достаточно логичной, на мой взгляд. Логично начали выпиливать оттуда крупняков, для которых IT не основной бизнес. Некоторые как будто бы попали под раздачу не совсем правомерно. Допустим, тот же «Тинькофф» — это в основном IT-компания, во вторую очередь банк. В случае, например, со «Сбером» или с «Комсомольской правдой» — это все-таки в первую очередь не IT-компании, то есть их ключевая экспертиза только переходит в IT. Сниженные НДФЛ распространяются на всю компанию. Какой-нибудь перенос оплаты налога НДС относится на всю компанию. Если это касалось льготной ипотеки для айтишников, персональная льгота, она выдается при условии наличия профильного образования, при условии наличия опыта в определенной должности и определенной зарплаты в этой должности. Есть льгота и на компанию, и на частных представителей. Как аккредитованная IT-компания может подать дальше еще несколько списков. Мы подавали минимум два: на отсрочку от армии по своим сотрудникам, для этого у сотрудника должен быть профильный диплом, все как полагается, и на ипотеку».
Говорит владелец бизнес-школы Katkov.School, основатель KIP LegalTech Павел Катков:
С 1 августа подача заявлений на аккредитацию в качестве IT-компании приостановлена. Она возобновится после принятия нового порядка аккредитации, над ней ведомство сейчас работает. Ожидается, что теперь статус IT-компаний получат только организации, где есть подходящая доля сотрудников, занимающихся IT, и доля выручки от разработки и внедрения IT.
На данный момент в списке более 27 тысяч организаций, в их числе «Яндекс», VK, «Лаборатория Касперского».