Шестой пакет санкций Евросоюза против России. Главное
Анонсированные ранее меры попали в окончательный пакет ограничений. Также новые санкции ввели США. В американский список попали владелец «Северстали» Мордашов и его семья
Читать на полной версииОбновлено в 20:15
Евросоюз все-таки утвердил шестой пакет санкций против России, сообщает Bloomberg. Нефтяное эмбарго оказалось не полным, а лишь частичным.
Также в новый пакет вошли отключение от SWIFT трех российских банков, включая «Сбер», запрет на работу трех российских СМИ и ряд персональных санкций.
Как сообщает французское представительство в ЕС, запрет на импорт российской нефти коснулся только тех объемов, которые перевозятся по морю. Поставки нефти по трубопроводам временно освобождены от санкций.
Под запрет попало и страхование судов, перевозящих российскую нефть в третьи страны. Он вступит в силу через полгода. Также вводится запрет на предоставление других услуг российскому нефтяному сектору. К концу года, по замыслу ЕС, импорт российской нефти снизится на 92%.
От SWIFT будут отключены Сбербанк, Россельхозбанк и МКБ. Еще в список попал один белорусский банк, какой — не уточняется. Все это означает дополнительные проблемы с переводом денег за рубеж.
Расширится запрет на экспорт товаров в Россию. Под запретом будет экспорт некоторых химических веществ и высокотехнологичной продукции.
Под запретом также окажутся три российских СМИ, «участвующих в распространении пропаганды». Их названия пока неизвестны.
Вводятся персональные санкции против силовиков и военных, бизнесменов, представителей государственных СМИ и членов их семей. При этом из-под санкций вывели патриарха Кирилла. Об этом просила Венгрия.
Полный текст документа будет опубликован 3 июня.
Решение ЕС по эмбарго на российскую нефть является отложенным, за это время рынок перестроится, заявил зампред правительства Александр Новак. Он все равно не исключил дефицита нефтепродуктов из-за эмбарго на морские поставки энергоносителей.
После того как ЕС почти месяц согласовывал этот пакет, стоит ли ждать полного эмбарго? Мнение гендиректора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова:
— Вне зависимости от того, будет ли принято решение о полном эмбарго или нет, ЕС будет постепенно уходить от российской нефти, даже если такого формального решения не будет. Это вопрос времени, на это может уйти несколько лет, но в принципе машина запущена, она будет все равно работать, и я думаю, что России в любом случае придется искать другие рынки сбыта для своей нефти, и лучше, конечно, если бы Россия этим озаботилась уже сейчас.
— Иран давно живет под санкциями, в том числе в отношении нефти, научился за это время их неплохо обходить, в частности перегружая свою нефть в другие танкеры, где есть чья-то нефть, и получается смесь. Будут ли европейцы закрывать на это глаза в случае с РФ?
— Если говорить об иранской нефти, время от времени эти танкеры, которые эту нефть перевозят, задерживаются. Предпринимаются попытки эти стремления Ирана каким-то образом купировать. Другое дело, что Иран в ответ иногда задерживает танкеры, которые перевозят арабскую нефть, то есть у Ирана есть ответное оружие, чтобы справиться с подобной ситуацией. Как себя будет вести Россия в данной ситуации, сказать трудно. Надо еще учитывать то обстоятельство, что НПЗ в Европе, в Америке заточены под нефть определенного качества. Наша тяжелая сернистая нефть была очень удобна для американцев. Им сейчас приходится, наступив на горло собственной песне, вести переговоры с Венесуэлой, поскольку там тоже тяжелая нефть с высоким содержанием серы. А наши попытки проникнуть с нашей нефтью на индийские рынки не очень успешные, потому что в Индии привыкли работать с нефтью немножко другой структуры, другого качества.
Число российских нефтяных танкеров, которые отключают транспондеры автоматической системы идентификации, увеличилось в три раза с начала спецоперации, пишет британская The Telegraph. По данным газеты, количество кораблей, которые выключают датчики, чтобы избежать задержания, — более шести в день.
О ситуации рассуждает политолог Георгий Бовт:
— Я продолжаю выступать в роли пессимиста и думаю, что еще будет и седьмой пакет, может быть, еще пара пакетов будет, если боевые действия на Украине продлятся еще месяцы или годы. Можно же предположить такое, не правда ли? В то же время стоит обратить внимание на то, что эта санкционная западная машина хотя и скрипит (особенно она скрипела по нефтяному вопросу), но продолжает ехать под неким единым управлением, скоординированным, на что намекают одновременные согласования новых американских и европейских санкций, то есть они там между собой переговариваются. Более того, уверенно стали поступать сведения из ОПЕК о том, что симбиоз с Россией может быть нарушен и что страны ОПЕК, прежде всего Саудовская Аравия, наверное, Объединенные Арабские Эмираты, могут увеличить добычу нефти, перечеркнув согласованные действия с РФ, поскольку они то ли опасаются, то ли надеются, то ли рассчитывают, что Россия снизит нефтедобычу, и поэтому все прежние согласованные квоты как бы теряют смысл. Если говорить языком бизнеса, то это так, если говорить более эмоциональным политическим языком, то это несколько неприятный шаг политический ОПЕК по отношению к нам был бы, если они действительно сделают.
— Тем не менее полного эмбарго пока не случилось, ждать ли его вообще?
— Полное нефтяное эмбарго вряд ли вообще возможно. Другое дело, какую долю в этом экспорте будут играть легальные поставки, а какие нелегальные, всякие «серые» схемы, незастрахованные танкеры, тут можно себе представить всякие ужасы, но пока об этом говорить рано. Может быть, через полгода мы будем рассуждать уже и на эти темы.
— ЕС все-таки вводит частичное эмбарго на нефть, а Байден накануне предложил не вводить эмбарго, а ограничить цены. Как это согласуется друг с другом?
— Байден — вообще, с точки зрения «ястребов» американских и европейских, восточноевропейских прежде всего, невнятен вообще. И вот эта невнятность не должна нас вводить ни в какое заблуждение, эти слова пока не вылились ни в какие конкретные действия. Пока что европейская машина действует даже более последовательно, несмотря на то что они бодались с венграми месяц по поводу нефтяного эмбарго, тем не менее она своего добилась. А все байденовские разговоры пока ни во что конкретно не выливаются. Мне все это напоминает какую-то игру в намеки, дескать, он какие-то сигналы то ли посылает Москве, то ли вид такой делает, то ли создается впечатление, что это какие-то сигналы о том, что есть о чем поторговаться. Но никакой торговли пока нет и не предвидится, мне кажется.
Вслед за согласованием шестого пакета ограничений Евросоюза свой санкционный список опубликовал Минфин США.
В него попали 17 россиян, в том числе представитель МИД Мария Захарова, главы Минэкономразвития, Минстроя и Минтранса, девелопер Год Нисанов, Алексей Мордашов и «Северсталь», которой он владеет, а также его двое детей и жена.