Тайвань запретил экспорт в Россию и Белоруссию скоростных чипов
Кроме того, запрещены поставки оборудования для их производства. Ранее Россия ограничила экспорт инертных газов, которые используются в производстве полупроводников
Читать на полной версииОбновлено в 16:40
Тайвань запретил поставки чипов, некоторых микросхем и оборудования для их производства в Россию и Белоруссию. Об этом сообщило местное издание Digitimes со ссылкой на Минэкономики страны. Запрет поставок в Россию связан со спецоперацией, в Белоруссию — с тем, что страна может помочь России обходить санкции и все равно импортировать чипы.
В феврале о прекращении поставок сообщил один из тайваньских производителей чипов TSMC. В Минпромторге заверили, что продукцию не привозят в Россию с начала спецоперации и ничего нового и критического не произошло.
Тайвань — мировой лидер в отрасли, страна производит больше 90% чипов, поэтому заменить тайваньскую продукцию на другую практически невозможно, отмечают эксперты. При этом чипы используют почти в любой современной технике и электронике. Как заявил председатель правления Сбербанка Герман Греф, в России может возникнуть дефицит чипов, но в стране есть капитал и технологии, поэтому проблема решится через несколько лет. Бизнесу нужно будет время, чтобы адаптироваться к новым ограничениям. Комментирует генеральный директор компании «Троицкий инженерный центр» Евгений Горский:
— Тайвань является мировой фабрикой по производству микроэлектронных изделий для всех областей промышленности и практически всех стран мира. Поэтому могу сказать, что такие компоненты используются во всей современной электронной технике, начиная от компьютерной, мобильной, заканчивая бытовой, автомобильной и так далее. Зависели сильно, но надо понимать, что чипы, производимые на Тайване, не всегда направляются непосредственно в Россию, процесс производства электронных компонентов может быть разделен на несколько стран, где Тайвань делает одну из операций, а дальше чипы могут окончательно упаковываться в других странах и поставляться из других стран. Оценить количество именно тайваньских чипов я не могу, но в любом случае это очень серьезные ограничения, и такой замены нет фактически ни у одной страны. У нас есть компоненты, которые успешно производятся в России, но очень редко в электронной отрасли можно быстро заменить один компонент на другой в каком-то изделии. В любом случае требуется определенная переработка изделия.
— В продажу поступила первая тысяча [устройств] с российским чипом.
— В производстве чипов для бесконтактной идентификации, которая используется в том числе в электронных билетах для метро, Россия занимает достаточно сильную позицию, прежде всего благодаря заводу «Микрон» в Зеленограде. Конкретно в этой области у нас достаточно неплохая ситуация.
Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин ограничил экспорт сырья для полупроводников из России до конца года. Речь идет об инертных газах, это, например, гелий и неон. Их активно используют в мире для производства полупроводников, в строительстве, медицине и других отраслях.
Как рассказал Business FM один из участников рынка, есть вид неона, который используют для производства лазеров, с помощью которых делают чипы. Неон — побочный продукт производства стали. До начала спецоперации материала много было на Украине, она поставляла его в Россию, где неон очищали, а потом продавали другим странам. Сейчас элемент из Украины не поставляется, поэтому очищать и продавать России по части неона, по сути, нечего. Проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета Александр Фадеев подчеркивает, что речь идет только о запрете поставок высокотехнологичных чипов, а не микроконтроллеров, которые Россия тоже успешно производит:
Александр Фадеев проректор по цифровизации Национального исследовательского Томского политехнического университета «Чипы бывают нескольких типов. Первое — это центральные процессоры в компьютерах, в смартфонах, каких-то гаджетах, в игровых приставках, в смарт-телевизорах, то, что мы называем центральным процессором. Это супервысокотехнологичное производство, которое практически 90% расположено на Тайване. Так устроено, что единственная страна в мире достигла супербольших высот в этом. На мой взгляд, мы вполне способны быстро восстановить это производство в стране и начать производить эти процессоры. Ничего критичного от того, что мы будем пользоваться не суперсовременными игровыми процессорами, а процессорами пока пяти-шестилетней давности, для бытового потребителя ничего страшного не произойдет. Второй тип процессоров, про который все обычно забывают, — это скорее микроконтроллеры. Стиральная машина управляется микроконтроллером, бортовые компьютеры автомобиля — это тоже микроконтроллер. Любая умная электроника — это не мощные процессоры, это микроконтроллеры. Они устроены по-другому, там не нужно такое высокотехнологичное производство. Кстати, все роботы, например вся промышленная автоматизация, конвейеры на заводах — это все управляется микроконтроллерами. Микроконтроллеры мы производим в стране и достаточно неплохо. У нас есть завод «Микрон», например, есть заводы, которые работают на оборонку. В качестве ответной меры мы производителям этих всех чипов теперь ограничиваем продажу сырья, в частности инертный газ».
При этом ограничение экспорта — это ответная мера, отмечает исполнительный директор ассоциации «Консорциум отечественных разработчиков системы хранения данных» Олег Изумрудов:
Олег Изумрудов исполнительный директор ассоциации «Консорциум отечественных разработчиков системы хранения данных» «Что касается ответных действий, это запретить на Тайвань экспорт таких вещей, как монокристаллы, пластины из монокристаллов, инертные газы, которые уже сегодня были запрещены постановлением, редкоземельный элемент, то, без чего микроэлектронная промышленность Тайваня, к примеру, не сможет существовать. Это иллюзия, что все сосредоточено на Тайване. Это не совсем так. Кроме них существует большое количество других предприятий в мире, которые обладают современным [производством]. Что касается российского внутреннего производства, можем ли мы быстро перейти к технологическим современным нормам? Ответ — нет, потому что для этого нужно литографическое современное оборудование. И когда мы говорили про пять, десять или 15 лет — это правда. Россия является одним из крупнейших поставщиков инертных газов. Могут ли остальные страны выйти на этот показатель? Могут, но через пять-семь лет, потому что надо строить определенные предприятия. Речь идет об объемах этого производства для большой фабрики, большого предприятия, нужны все-таки промышленные объемы, которые исторически поставлялись из России. Тот палладий, который добывается в Южно-Африканской Республике, во-первых, это 20%, и 20% нельзя заместить 80%, во-вторых, 20% уже задействованы в мировой торговле палладием, и на него есть потребитель».
Отечественные процессоры Baikal и «Эльбрус» ранее производили на тайваньской фабрике. Из-за санкций она была вынуждена прекратить поставку чипов в Россию. По данным РБК, теперь обсуждается вопрос переноса производства в Китай.