Магазины и рестораны в РФ стали отказываться от лицензионного музыкального сопровождения
Происходит это на фоне ухода из России лейблов-мейджоров. В каких условиях теперь работают ночные клубы, диджеи и караоке — те, кто зарабатывают непосредственно на воспроизведении чужих треков?
Читать на полной версииМагазины и рестораны начали отказываться от покупок лицензионной музыки. С марта по конец мая число таких заказчиков в России уменьшилось почти в 2,5 раза, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на сервис Cubic Music. На снижение спроса повлиял уход крупных иностранных лейблов из России (Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group).
С торговыми центрами и ресторанами картина более или менее ясна. Условный Adidas не может позволить себе транслировать в магазине чей-то трек и не платить за него. Острота проблемы отчасти снимается тем, что никаких «адидасов» у нас теперь тоже нет, но те, кто еще работает, нашли выход. Кому-то проще нанять условного школьника, который за копейки напишет набор примитивных битов, и их можно будет крутить на репите, а кто-то покупает музыку пакетами у провайдеров, и этого тоже хватает для создания фона.
Но в ночных клубах музыка не фон, а одна из главных составляющих продукта. И тут действуют разные подходы. Кто-то, прежде всего крупные игроки, которые у всех на виду, работают в белую: платят РАО и так далее. А кто поменьше, и особенно в регионах, — благодарят русскую бюрократию и говорят: «Пока ты сам не заявил о желании платить, к тебе и не придут». А если и захотят, то придется сильно напрягаться. Клуб открывается в семь-восемь вечера, а рабочий день проверяющего до шести часов — шансов встретиться не так много. А диджеи и в Москве не платят, говорит продюсер и диджей Натали Неведрова:
Натали Неведрова продюсер и диджей «Не знаю, сколько я себя помню, диджеи никогда не платили никаких отчислений к музыкальным правам. Мы играем фрагментарные кусочки этих композиций, поэтому ничего мы отчислять не должны. Купить музыку сейчас проблематично, сделать работу, как это полагается, сложнее. Если я раньше покупала музыку, честно платя за нее деньги, теперь это проблематично. Эта история [с покупкой музыки] в стране только-только, мне кажется, стала налаживаться, только у нас на это даже мода пошла — и очень обидно, что нам этот канал обрезают».
В Европе, где за соблюдением авторских прав следят жестче, по словам собеседников Business FM, диджеи разбирают треки на дорожки и добавляют туда что-то свое — и вот уже ремикс. А у нас, получается, свел два трека — то есть один не доиграл до конца, а второй начал не сначала — и это уже вроде как твое творчество. Некоторые юристы с таким подходом наверняка бы поспорили.
Но еще более «серая» с точки зрения закона зона — это караоке. РАО с караоке не работает вообще. И, по идее, как говорят некоторые владельцы этих клубов, получается, бизнесмену нужно бегать за всеми Меладзе и Аллегровыми лично и просить у них разрешения на использование песен. Так никто не делает. В клуб просто покупается караоке-машина с набором музыки, и набор этот можно затем регулярно пополнять, пользуясь услугами все того же поставщика. Но поставщик хитер и продает караоке-машину как оборудование для домашнего использования. Но казусы случаются и в этой отрасли, рассказывает Антон — владелец одного из ночных караоке-клубов:
«На юридический адрес приходит досудебное письмо, где излагается, что в караоке-зале такого-то числа во столько-то времени человек в компании свидетелей исполнил песню «Голубых беретов» «Синева». Есть видео- и аудиоподтверждение, где видно, как он заходит, снимает адрес, снимает вход. Видно, что это специально сделано. И они за столом сидят, выпивают, заказывают песню «Синева», и мужчина начинает ее петь, не попадая в ноты, такой уже прилично пьяный, это все снимается на видео. И потом заявляется, что этот мужчина является правообладателем этой песни или каким-то там — короче, может ее использовать, и просят связаться с ними, чтобы решить этот вопрос».
Но вопрос решили… не решать. В этот раз пока без последствий, хотя у нас иногда именно такие вот персонажи оказываются гораздо неприятнее и опаснее самых крупных западных лейблов.