Центробанк не исключает введения отрицательных ставок для валютных вкладов юрлиц
Это означает, что за хранение долларов и евро вкладчикам придется платить. Какие цели преследует регулятор и что об этом думает бизнес?
Читать на полной версииЦБ предлагает ввести отрицательные валютные ставки. Об этом заявила первый зампред Банка России Ксения Юдаева. Правда, предложение пока касается только юрлиц.
Московский бизнесмен Александр Сапунов занимается производством высокотехнологичной продукции — это терминалы, банкоматы, электронные очереди, автоматические кассы. Его компания — экспортер. Половина продукции, по словам предпринимателя, продается по всему миру. О том, что ЦБ предложил ввести отрицательные ставки по валютным вкладам, бизнесмен узнал от нас. У него, правда, нет валютных депозитов, выручка уходит на закупку комплектующих. Но если банки начнут заодно вводить отрицательные ставки по текущим валютным счетам, то для бизнеса это означает дополнительные расходы, говорит Александр Сапунов.
Александр Сапунов бизнесмен «У нас, разумеется, есть валютные счета в компании, которая является экспортером и импортером для нас, но мы валютные депозиты никогда не размещали, если честно. Мы продаем в том числе и за рубеж наше оборудование, не только по России. И пришедшую выручку мы обычно не конвертируем в рубли, потому что мы ее используем для дальнейшей закупки комплектующих тоже за рубежом. Чтобы нам избежать этой отрицательной ставки, получится, что нам нужно будет ее либо конвертировать в рубли, тогда у нас появляются колоссальные валютные риски, либо терпеть убытки, но это какой-то косвенный налог дополнительный».
В России сейчас запрещены отрицательные валютные ставки по депозитам и для юрлиц, и для граждан. ЦБ предлагает их разрешить, но пока только для «юриков». Мотивы понятны. Против России введены санкции, держать валюту на счетах рискованно. Поэтому пусть тот, кто все-таки не продает валютную выручку, платит банку за то, что он хранит его деньги. Это, кстати, историческая традиция, когда-то банки и брали со своих клиентов деньги за хранение, пока не начали пускать их в оборот и не стали сами платить проценты по депозитам.
Сейчас, если будут отрицательные ставки, это простимулирует компании продавать валюту. Избавляться от, как недавно выразился Антон Силуанов, «токсичных фантиков». И тогда предприниматели будут активнее переходить на расчеты в рублях. Только это будет способствовать укреплению нацвалюты, что не выгодно ни бюджету, ни экспортерам. Мнение гендиректора аналитического агентства «Бизнесдром» Павла Самиева.
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» «Это действительно будет больше стимулировать спрос на рубли, и в какой-то степени это может поддержать именно курс рубля. Но я не думаю, что это будет критически здесь влиять, потому что именно этот фактор, наверное, по сравнению с остальными, именно с соотношением спроса у экспортеров и импортеров на валюту и рубль и по отношению к другим факторам, которые определяют валютный рынок, я думаю, это второстепенный момент. Но тем не менее, конечно, может сказаться на курсе тоже».
Отрицательные ставки — явление в мире не новое. И Банк России поднимал эту тему еще в 2019 году, когда в еврозоне были отрицательные ставки. Сейчас, еще до того как ЦБ предложил ввести такую меру, банк «Тинькофф» ввел запрет на открытие новых вкладов в валюте и не исключил, что введет отрицательные ставки, но не на вклады, а на счета — это делать можно.
В ЦБ сообщили, что идея ввести отрицательные ставки для «физиков» пока не обсуждается. Но даже сейчас ставки банков по валютным депозитам близки к нулю. Например, в UniCredit максимальная ставка — 0,3%. Ну и до введения отрицательных ставок, даже для юрлиц, дело еще не дошло. ЦБ только предложил. Потом нужно внести поправки в закон, принять их. Регулятор пока дает лишь бизнесу сигнал — не стоит хранить выручку в токсичной для России валюте. Лучше переходить на рубли или, как пророчески сказал один из героев Булгакова, «хранение валюты является бессмыслицей. Использовать ее никто не может ни при каких обстоятельствах».
Также в ЦБ отметили резкий рост доли юаня в объеме биржевых торгов. Еще в январе она составляла полпроцента, а в апреле достигла уже 7%.