Все хорошее от Болонской системы и ничего плохого: высшее образование в России на пороге перемен
Новая национальная система образования будет учитывать опыт, полученный «в условиях широких международных контактов», и о возвращении к советской системе речь не идет, заверили в Минобрнауки. Можно ли избавиться от всего плохого, ничего не сломав?
Читать на полной версииВ Минобрнауки уточнили планы по реформе российского образования. Как сообщил замглавы ведомства Дмитрий Афанасьев, новый образовательный формат будет включать только «позитивный опыт» Болонской системы. Чиновник добавил, что о возвращении к советскому формату речи не идет.
«Когда мы говорим, что Болонская система в прошлом, мы [имеем в виду], что ограничения [этой системы] мы оставляем в прошлом, а позитивный опыт берем с собой», — слова замминистра науки Дмитрия Афанасьева приводит «Интерфакс». Реплика несколько смягчает заявления главы ведомства Валерия Фалькова, который неделю назад назвал Болонскую систему «пройденным этапом» для России. Как теперь уточняют в Минобрнауки, новая национальная система образования будет учитывать опыт, полученный «в условиях широких международных контактов», и о возвращении к советской системе речь не идет.
О преимуществах Болонской системы в российском исполнении Business FM спросила двух молодых специалистов, не так давно закончивших одни из ведущих вузов страны. Мнения озвучивают выпускница МГУ Мария Макарова и обозреватель радиостанции Александра Сидорова, выпускница МГУ и Высшей школы экономики.
Выпускница МГУ Мария Макарова:
«Для меня главное преимущество Болонской системы было как раз в делении на бакалавриат и магистратуру. Я четыре года отучилась на одну специальность, поняла, что это не мое, поменяла специальность — и могу так же учиться на бюджете два года на другую профессию. Без Болонской системы пришлось бы либо забирать документы в середине обучения, либо подавать на второе высшее — это было бы уже, конечно, небесплатно. Благодаря Болонской системе у нас появились дисциплины на выбор и зарубежные стажировки. Это была классная возможность попробовать новое, не бросая основную свою специальность».
Обозреватель Business FM Александра Сидорова, выпускница МГУ и ВШЭ:
«На мой взгляд, Болонская система дает хороший шанс выбрать два, допустим, кардинально разных или отчасти разных образования. У нас были в группе ребята, которые, например, учились сначала в бакалавриате в Финансовой академии [при правительстве Российской Федерации], а потом пришли на медиакоммуникации Вышки в магистратуру. Я слышала много разных самых что ни на есть интересных примеров: например, на том же факультете медиакоммуникаций в Вышке ребята были после медицинского [факультета]. Можно выбрать кардинально другое второе образование и, таким образом, иметь диплом, например, гуманитарный, диплом технический. Или еще какая-либо вариация возможна».
Одним из значимых преимуществ Болонской системы образования можно назвать ее стандартизацию — когда студенты в разных странах обучаются в одном и том же формате, работодатели и коллеги по исследованиям могут быть уверены в уровне знаний выпускников. Если Россия не только откажется от Болонской системы на словах, но и существенно изменит формат образования, российские выпускники рискуют стать менее «понятными» для международного рынка.
Можно ли вообще реформировать образование, чтобы дипломы не потеряли в весе? О плюсах и минусах Болонской системы Business FM спросила руководителей трех крупных вузов.
Президент Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров:
«От Болонской системы легко отказаться, а вот куда мы идем? Возвращаемся к тому, что было, к специалитету? Тогда возникает вопрос: какой специалитет? После этого необходимо переработать все учебные планы, потом — методическое обеспечение всех этих дисциплин, менять федеральный закон «Об образовании», много подзаконных актов. Это огромная работа. И самое главное, по ходу возвращения к тому, что было, — сделать так, чтобы мы не потеряли окончательно качество и не дезориентировали участников процесса: и преподавателей, и студентов, и общество в целом».
Президент МГТУ имени Баумана Анатолий Александров:
«Есть плюсы, которые провозглашаются. Прежде всего это академическая мобильность наших студентов, которые могут, опираясь на то, что учебные программы унифицированы, легко переходить в другой университет, если задумали немножко изменить направление своего развития. Этого ничего не произошло за все это время. Что произошло — это то, что у нас очень неплохая, я скажу мягко, система образования. Это знают наши западные коллеги, и они сделали все для того, чтобы наши бакалавры легко переходили в магистратуру в их европейские университеты. И все эти пылесосы, когда наших лучших ребят сманивали грантами и еще чем-то… Немножечко досадно, когда мы не могли подобное им обеспечить здесь, в России».
Ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов:
«В массовом сознании мы видим все негативное, что происходило в системе высшего образования, — снижение качества подготовки, торговля в некоторых организациях дипломами. Значит, какие-то странные реформы в системе управления образовательными организациями, отказ от требования о знаниях, умениях и навыках с переходом на некие компетенции — и лет десять никто в стране не мог понять, что это за компетенции такие. В итоге всю систему, конечно, лихорадило, все увлеченно в масштабах всей страны вместо того, чтобы думать о содержании и качестве образования, — фактически все превращалась в бюрократическую бесконечную рутину. Поэтому есть и такое отношение, что ЕГЭ — это порождение Болонской системы. Это, наверное, не совсем так, потому что проблемы намного глубже и сложнее».
В Минобрнауки на этой неделе также сообщили, что решения о переходе к одноступенчатой системе будут приниматься для каждой области образования отдельно. Пока все планы по реформированию российского образования носят декларативный характер, конкретные документы или дорожные карты пока не представлены.