Суд итальянского города Бари отказался выдать России бывшего гендиректора Антипинского нефтеперерабатывающего завода Геннадия Лисовиченко. В отношении него МВД и Следственный комитет России расследуют сразу два уголовных дела — в частности, о хищении путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 29 млн долларов, выданных Сбербанком в качестве кредита заводу. Основной причиной отказа в экстрадиции стало состояние здоровья 71-летнего обвиняемого, который после задержания перенес инфаркт. Кроме того, суд принял во внимание и выход России из Совета Европы.

Как рассказал Business FM российский адвокат Лисовиченко Руслан Елканов, довод о невозможности удовлетворения запроса Генпрокуратуры России в связи с выходом России из Совета Европы был приведен представителем местной прокуратуры. «Но это был лишь один из доводов — о том, что отношения России и Евросоюза ухудшились, — отметил защитник. — В основном речь шла о том, что у Лисовиченко имеется ряд серьезных заболеваний, а в России нет тюрем, в которых он мог бы содержаться под стражей с его диагнозами. Упор был сделан именно на это». Защитник уточнил, что Лисовиченко, в частности, страдает сахарным диабетом, а уже после задержания в Италии перенес инфаркт, что подтверждали медицинские заключения. Однако прежде всего, по его мнению, на принятие судом отказного решения повлиял тот факт, что все выдвинутые против его клиента обвинения носят экономический характер и касаются бизнеса. Это заставило итальянский суд усомниться в их обоснованности, полагает адвокат.

Пока суд огласил только резолютивную часть судебного акта, с мотивировочной частью защита еще не ознакомилась.

Геннадия Лисовиченко задержали в Италии 20 января 2022 года. Он провел под стражей в СИЗО города Лечче около двух недель. После рассмотрения жалобы адвокатов его перевели под домашний арест в арендованной квартире. Лисовиченко находился в международном розыске с 2019 года. В России его заочно арестовали по двум уголовным делам.

Первое дело расследует Следственный комитет по Тюменской области. В нем речь идет о злоупотреблении полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ) на сумму 20 млн рублей и о покушении на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ) на сумму 10 млн долларов. Первый эпизод касается продажи, как считает следствие, по заниженной цене подъездных путей к заводу, стоимость которых экспертиза оценила в 35,5 млн рублей. Во втором эпизоде речь идет о премии в размере 10 млн долларов, которую Геннадий Лисовиченко выписал себе незадолго до своего увольнения с завода в 2018 году. Она в итоге и не была им получена, так как новое руководство завода заблокировало выплату.

Второе уголовное дело ведет следственный департамент МВД. По версии следствия, Геннадий Лисовиченко причастен к хищению путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в 2015-2018 годах 29 млн долларов (или 1,8 млрд рублей по курсу тех лет). Деньги были получены Антипинским НПЗ (входил в группу нефтегазовых компаний «Новый поток») в качестве кредита у Сбербанка. Кроме того, следствие полагает, что Лисовиченко растратил (ч. 4. ст. 160 УК РФ) 473 млн рублей.

Основным обвиняемым по этому делу является председатель совета директоров и основатель «Нового потока» Дмитрий Мазуров. Процесс над ним стартовал в августе 2021 года в Симоновском суде Москвы. Помимо обвинения по экономическим статьям Мазурову также инкриминируется причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) 30-летней жительнице Хабаровска Юлии Мильштейн. Свою вину по обоим эпизодам бизнесмен отрицает. При этом еще в ходе ареста в 2019 году Мазуров обвинил руководство Сбербанка в спланированном отъеме собственности — завода, который он строил 15 лет и в который, по его словам, он вкладывал все кредитные средства.

Справка:

Антипинский НПЗ считается крупнейшим в России частным нефтеперерабатывающим заводом. Его строительство началась в 2004 году при поддержке Сергея Собянина, который тогда был губернатором Тюменской области. НПЗ расположен в промышленной зоне Тюмени, подключен к магистральным нефтепроводу (мощностью 7,5 млн тонн в год) и нефтепродуктопроводу (мощностью 2,3 млн тонн в год). Журнал Forbes в 2016 году поместил его на 43-е место по размеру выручки среди 200 крупнейших частных компаний России. В 2019 году Антипинский НПЗ приостановил свою работу из-за недостатка оборотного капитала, в том же году он возобновил работу, перейдя под контроль Сбербанка и группы отраслевых инвесторов. В мае 2021 года, после банкротства, предприятие было продано на торгах компании «Русинвест», принадлежащей заместителю председателя совета директоров банка «Авангард» Анатолию Яблонскому, за стартовую цену 110,8 млрд рублей.

По мнению защиты Мазурова и Лисовиченко, с помощью уголовных дел их подзащитных лишили возможности отстаивать свою позицию в арбитражных судах по спору со «Сбером». «Все возникшие вопросы, в частности по выданным Сбербанком кредитам, могли спокойно решаться в арбитражном суде, — считает Руслан Елканов. — Однако, как я понимаю, с использованием механизма уголовного преследования в первую очередь стояла задача лишить их свободы, чтобы помешать отстаивать свою позицию».

Он назвал предъявленные Мазурову и Лисовиченко обвинения противоречивыми, заметив, что у защиты имеется много вопросов к следствию. Так, по мнению защитника, обвинение в растрате не выдерживает критики, поскольку, по его словам, деньги, о которых идет речь в деле, были направлены на строительство ряда объектов Антипинского НПЗ. Что же касается превышения должностных полномочий, то оно также вызывает у защиты вопросы, поскольку в рамках процедуры банкротства завода конкурсный управляющий представил в арбитражный суд оценку стоимости проданных железнодорожных путей. Их оценили в 16 млн рублей, отметил Руслан Елканов.

Если решение итальянского суда устоит в апелляции — Верховном суде в Риме, — это поможет в решении дальнейшего вопроса о предоставлении Геннадию Лисовиченко политического убежища. О нем он попросил итальянские власти сразу после своего задержания.

">