Магазины и рестораны начали отказываться от покупок лицензионной музыки. С марта по конец мая число таких заказчиков в России уменьшилось почти в 2,5 раза, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на сервис Cubic Music.

На снижение спроса повлиял уход крупных иностранных лейблов из России, например Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group, и новый указ о расчетах, по которому переводы должны проходить через специальный рублевый счет в банке. По словам экспертов на рынке, правообладатели не могут быстро получить доступ к этим счетам. Лицензионные каталоги требуют регулярных выплат в Российское авторское общество и Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Но в самом РАО пока не наблюдают снижения лицензионных отчислений в потребительском сегменте. Комментирует руководитель Cubic Music Дмитрий Яковлев:

Дмитрий Яковлев руководитель Cubic Music «От всех торговых центров, с которыми мы работаем, пришел запрос о том, что переходят на контент без начислений, то есть это контент, который мы записываем самостоятельно. У нас есть [сервис], в котором мы даем ТЗ [песни], которую мы хотим получить, и эти треки используем, они, конечно, стоят гораздо дешевле. Это фоновая, практичная музыка, которую вы можете услышать в «Перекрестке», в «Пятерочке». От кинотеатров, с которыми мы работаем, мы получаем такие запросы, потому что они видят в перспективе и сейчас потерю активности. Мы еще наблюдаем, что у бизнеса не совсем четкое понимание в голове, а что же сейчас происходит, лейблы ушли, и как это на них повлияет, что, возможно, за музыку бизнеса можно теперь не платить вообще. Есть ощущение, что многие бренды уже посматривают в сторону пиратства. Есть статьи в Гражданском кодексе, которые четко говорят, что за использование музыки внутри бизнеса нужно платить. РАО — это же огромная организация, мы являемся самым крупным плательщиком в РАО России именно за музыку для бизнесов внутри общественных пространств. РАО же собирает и кинотеатры, и концерты — очень много всего, я думаю, что для РАО мы небольшая часть бюджета, которой они агрегируют по правам, поэтому, вполне возможно, что они не заметили этого».

По словам юристов, платежи за лицензионную музыку при любом развитии событий останутся обязательными. А за незаконное использование каталогов предусмотрены штрафы от 10 тысяч до 5 млн рублей. Рестораторы и владельцы магазинов уже давно нашли способ оптимизировать затраты на музыкальное сопровождение, говорит владелец сети ресторанов «Китайские новости» Станислав Лисиченко:

Станислав Лисиченко владелец сети ресторанов «Китайские новости» «Оптимизация музыки началась еще во время пандемии. Прямые контракты с РАО — это, наверное, самое дорогое, что есть в плане трансляции музыки в заведениях. Как мне кажется, все уже давно перешли на медиапакеты от провайдеров музыки, у которых свои договоренности с правообладателями. Если у тебя договор с РАО, ты можешь крутить абсолютно любую музыку, которую захочешь, и это очень дорого — 30-50 тысяч рублей в месяц. А можно покупать медиалисты стоимостью 5-10 тысяч рублей в месяц вне зависимости от площади. Это может быть торговый центр площадью 100 тысяч квадратных метров, а может быть кафе площадью 10 квадратных метров. Это будет лимитированный набор треков, тем не менее это будет некая музыка, вполне себе подходящая для фонового сопровождения. Вы получаете в собственность некую коробочку, с которой вам крутят плейлисты, когда у вас подключен интернет. Там нет известных песен, отечественных или западных, это просто музыка».

По данным Международной федерации производителей фонограмм, Россия входит в число 20 крупнейших рынков. В 2020 году объем продаж записей музыки в стране вырос на 30% и составил 199 млн долларов.