«Ъ»: туристы начали возвращать путевки, чтобы купить новые после укрепления рубля
Некоторые туркомпании в ответ отказываются подтверждать брони по новому курсу. Как колебания курса отразились на туротрасли? Какова частота перебронирования туров?
Читать на полной версииИз-за укрепления курса рубля россияне начали перебронировать дорогие туры на лето, чтобы вернуть деньги. Туристы сдают купленные в феврале и марте путевки и пытаются купить новые, по более низкому курсу, рассказали газете «Коммерсантъ» в нескольких турагентствах. В конце февраля установленный ЦБ курс составлял 83 рубля за доллар, в конце марта — 95,7 рубля. В мае — 66 рублей.
Случаи перебронирования по новому курсу действительно наблюдаются, но пока что они единичные. Речь в основном о дорогих турах, где из-за скачков курса суммы могут быть существенными, говорит председатель правового комитета Российского союза туриндустрии Георгий Мохов:
Георгий Мохов председатель правового комитета Российского союза туриндустрии «Если разница заметная, в несколько сотен тысяч рублей, туристы пытаются каким-то образом пересчитать стоимость тура по новому курсу, и здесь уже зависит от позиции туроператора и от того, оплачен ли уже тур, есть ли возможность что-то пересчитать. Если отказ или заявление о пересчете приходит за два-три месяца, иногда туроператоры идут навстречу и могут физически пересчитать эту стоимость. Если короткий период, то пересчитать ее уже не получается, тогда туристы предпринимают хитрые движения, например, пытаются отказаться от тура и подать заново заявку уже по новой стоимости в пересчете на новый понизившийся курс доллара. Последний случай, который мы разбирали, был по круизу более чем на 3,5 млн рублей, который приобретался в самом начале года по достаточно высокому курсу, соответственно, разница в стоимости получается большая, и туристы настаивают на том, чтобы была заново заведена заявка на бронирование, но конкретно по круизным турам это невозможно, поскольку денежные средства уже оплачены круизной компании, и никто пересчитывать не может. По договорным условиям практически всегда указан расчет по курсу туроператора, зависит от курса ЦБ с определенными процентами, но он привязан всегда к дате расчета. Другая ситуация, когда была проведена предоплата, например, 50%, и сейчас производится оплата второй части, но уже по сегодняшнему курсу на дату оплаты, и тогда сумма получается значительно меньше».
Колебания курса рубля стали проблемой и для самой туротрасли: цена могла меняться несколько раз за день, говорят туроператоры. И это негативно сказывалось как на продажах, так и на отношении клиентов. На этом фоне Альянс туристических агентств обратился к главе Ростуризма Зарине Догузовой с просьбой призвать туроператоров менять курс не чаще одного раза в день. Комментирует начальник отдела продаж компании элитных туров «Содис» Ирина Мануильская:
Ирина Мануильская начальник отдела продаж компании элитных туров «Содис» «Когда нам заказчик приносит деньги в рублях, мы же не держим их у себя в рублях, потому что знаем, что курсы — это волатильная константа, к сожалению, даже не константа, поэтому мы должны скорее на эти рубли купить валюту, чтобы перевести ее нашим партнерам. Таким образом, так как у нас компания индивидуальная, когда человек нам принес рубли, мы сразу же на эти рубли покупаем ему валюту, чтобы эту валюту потом перевести за рубеж за его отдых. Таким образом, тот человек, который в феврале заплатил по курсу 150, на него уже куплена валюта и в некоторых случаях даже переведена за рубеж. Если сейчас он хочет аннулировать тур, мы аннулируем тур без всяческих удержаний, то есть нет потери ни ночи, ни стоимости трансфера. Но мы получаем назад себе рублевую или евровую сумму, чтобы вернуть этому человеку эти деньги в рублях, мы должны ее сконвертировать по текущему курсу, и курса 150 сейчас нет, поэтому возврат будет не такой большой. Это реально наши потери на курсовую разницу в связи с изменением курса. Таким образом, мы сейчас предлагаем различные варианты: или переносы денег, или фиксация этих денег в валюте на любой другой тур, то есть с каждым конкретным клиентом стараемся найти компромисс».
По данным «Ъ», некоторые туроператоры отказываются перебронировать туры по выгодному курсу, даже на новые пакеты. И юристы не видят в этом нарушения прав потребителей.