Компании ушли — подарочные сертификаты остались. Как вернуть за них деньги?
Роспотребнадзор заявил, что с 12 марта по 1 мая около 2% всех поступивших жалоб касались подарочных сертификатов ушедших из России компаний. Покупатели сталкиваются с массовыми отказами возвращать за них деньги. Есть ли позитивный опыт разрешения ситуации?
Читать на полной версииИз-за ухода западных брендов из России у отечественных потребителей на подарочных картах и сертификатах, по некоторым подсчетам, зависли миллиарды рублей. Реально ли вернуть эти деньги и с кого их требовать?
Первой о том, что россияне столкнулись с массовыми отказами в возвратах денег за подарочные карты известных компаний, — Zara, Bershka, Oysho, Massimo Dutti, Mothercare и Levi's, — написала газета «Коммерсантъ». В Роспотребнадзоре сообщили изданию, что с 12 марта по 1 мая примерно 2% всех поступивших жалоб касались сертификатов у компаний, приостановивших работу в России.
На самом деле, масштаб отказов в возврате средств гораздо глобальнее, считает гендиректор информационно-аналитического агентства InfoLine Иван Федяков. Россияне не только не могут отовариться у брендов одежды и косметики. Аналогичные сертификаты, бонусные карты, скидки и программы лояльности действовали и в сфере услуг — это клиники, гостиницы, салоны и так далее. И хотя суммы, фигурирующие в данных сегментах, точно неизвестны — это внутренняя отчетность компаний, они гораздо больше и могут достигать нескольких миллиардов рублей, считает Федяков:
— Случаи такие регистрируются десятками тысяч. Мы понимаем, что уже по многим позициям эта приостановка перерастет в полноценный отказ от работы.
— Должны ли компании-преемники, которые выкупают долю в России, отоваривать эти сертификаты или возвращать деньги?
— Конечно же, должны. Передача прав на дальнейшую работу торговых сетей сопряжена и с передачей обязательств. Другой вопрос, будут ли они эти обязательства на себя брать или нет. Те немногочисленные сделки, которые сейчас были оформлены по передаче прав, — это те сделки, в которых, на самом деле, бенефициара, то есть нового инвестора, по большому счету мы не знаем. Схема мутная. Кто является настоящим собственником этой компании, до конца непонятно.
Решением Верховного суда России подарочные сертификаты и карты признаны товаром, который можно вернуть продавцу и получить обратно деньги. С точки зрения права у российских потребителей есть все права на возврат. Ссылки западных компаний на форс-мажор несостоятельны. И если подобного рода иски решались бы в полуавтоматическом режиме — как, например, дела по автоштрафам — это бы серьезно облегчило жизнь покупателям.
Но поскольку такой судебной практики нет, а у подавляющего числа клиентов торговых сетей подарочные карты номиналом до десяти тысяч рублей, мало кто доходит до суда, отмечает Федяков. Волокиту и бюрократию системы готовы преодолевать лишь те, кто сильно потратился или здорово разозлился.
Среди них — клиент юриста Эдуарда Шалоносова. Мужчина подарил супруге подарочную карту известного бренда, который объявил о приостановке деятельности. Какого именно, юрист отказался озвучить, так как после разбирательств сеть деньги все-таки вернула, прося не разглашать информацию о данном опыте, чтобы избежать массовых возвратов. Ситуацию удалось урегулировать до суда, расказывает Шалоносов. Но было непросто:
Эдуард Шалоносов юрист «Переговоры, звонки, эсэмэски, WhatsApp-чаты — все только на обещаниях. Пришли к ним, нас не пускали, мы пробились, пообщались с бухгалтером и юристом, и мы получили предварительный отказ. Написали проект искового заявления вместе с ходатайством об аресте денежных средств. Мне в итоге позвонил юрист вместе с бухгалтером, и эмоционально спросили: неужели вы готовы за 15-25 тысяч рублей закуситься? Я ответил: потому что супруга расстроилась. В итоге юрист предложил нам, чтобы мы пришли, отозвали исковое заявление, и мы подписали соглашение, что полностью получает денежные средства наш клиент на свою банковскую карту, и мы согласились на условия не раскрывать ретейлера».
Юрист подчеркивает: приостановившие деятельность компании очень уязвимы. Из-за санкций они направляют финансирование в Россию через третьи страны. Деньги идут на оплату арендных площадей, охрану оставшегося оборудования, склада, зарплату оставшемуся персоналу и некоторые другие необходимые статьи расходов. На этом фоне даже одно требование о блокировке счетов будет для компании чрезвычайно болезненным. Хуже может быть только коллективный иск.