Экс-директора Лувра обвиняют в мошенничестве с предметами древности
Жан-Люк Мартинес возглавлял учреждение в течение восьми лет. Полиция заключила его под стражу вместе с двумя египтологами, которые тоже могут быть причастны к мошенническим действиям
Читать на полной версииНа экс-директора Лувра Жан-Люка Мартинеса завели дело об отмывании денег и соучастии в мошенничестве, передает французская Le Figaro. Оно связано с незаконным приобретением филиалом музея в Абу-Даби артефактов по поддельным сертификатам. Речь идет о пяти экспонатах из Египта стоимостью несколько десятков миллионов евро. В их числе стела из розового гранита с именем Тутанхамона, купленная за 8,5 млн евро.
Следствие считает, что Мартинес, который курировал эту сделку в 2021 году, закрыл глаза на сомнительное происхождение предметов искусства. Он свою вину отрицает.
Бывший глава Лувра начал работать в музее еще в 1997 году в качестве куратора. Должность директора получил в 2013 году при Франсуа Олланде, указывает гид-переводчик, житель Парижа Дмитрий Мисуркин:
— Господин Мартинес — это все-таки пример социального восхождения, которое во Франции было возможно до 1990-х годов. Он из совсем простой семьи, сын испанских эмигрантов. У него кто-то там, мама или папа, работал консьержем — или даже оба. Он интересовался искусством, учился, ходил в Лувр регулярно. Дальше отучился в школе Лувра, потом учился в школе, которая французами организована в Греции, большой специалист именно по античности. Он возглавлял один из департаментов античности в Лувре и в свое время решением президента сменил предшествующего руководителя на посту. Это было неожиданное назначение, при нем были реализованы проекты, которые он считал великолепными. Но для тех, кто пользовался Лувром, они были, прямо скажем, странны. Но это вполне соответствовало эпохе, олицетворяющей господина Франсуа Олланда. Эта новость звучит на фоне других в СМИ, это обсуждается. Некоторые с удивлением реагируют: как же так, как такое возможно?
— Есть ли какие-то официальные комментарии властей относительно этой ситуации?
— Только что сменился кабинет министров после президентских выборов, то есть в данный момент пока еще ничего такого не звучало. Прозвучит.
Расследование в отношении Мартинеса связано с делом о незаконной продаже Лувру сотен произведений искусства. По нему в 2020 году к ответственности был привлечен эксперт средиземноморской археологии Кристоф Куницки и его муж, торговец Ричард Семпер. Их арестовали по подозрению в отмывании архитектурных объектов. Утверждается, что они были получены в результате разграбления Египта, Ливии, Йемена и Сирии во время «арабской весны» 2011 года.
В последние десять лет отношение арт-сообщества к предметам искусства кардинально изменилось. Сегодня оно относится к артефактам гораздо щепетильнее, отмечает директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева:
— То, что было там в 1990-е годы в порядке вещей или еще десять лет назад, сейчас абсолютно неприемлемо и невозможно. И никого не смущали — ни коллекционеров, ни покупателей, ни дилеров, например, лакуна с 1939 по 1945 годы. Что, откуда вещь взялась? То есть фактически мы с вами получаем ужесточение отношения общества к рынку произведений искусства.
— Французские СМИ пишут еще, что экс-директор закрывал глаза на ложные сертификаты пяти древнеегипетских предметов. Можно ли объяснить риск, на который пошел экс-глава Лувра, ценностью самих артефактов?
— Надо понимать, что иногда музейщик, желающий приобрести какую-то вещь в коллекцию, — конечно, может это и коллекционеров касается — тоже может закрывать глаза на шероховатости в документах, иногда даже и эксперты обманываются, признают предметы «чистыми», хотя на самом деле они не чистые. Если предмет особо ценный, музей его может приобрести, это возможно. Я, честно говоря, не знаю, как это с точки зрения морали объяснять, потому что я никогда такими вещами не занималась, но, вообще, я думаю, что да, вполне.
— А вообще, объем так называемых грязных артефактов велик? Он всегда был таким?
— Он гигантский. Есть сейчас огромный рынок ближневосточных предметов искусства, из багдадских, иракских музеев, из музеев Сирии. Помимо всего прочего, до сих пор не закрыты вопросы по Второй мировой войне и по другим военным конфликтам в Европе, например в Сербии.
Дело о контрабанде артефактов сейчас также расследуется в Нью-Йорке. По информации парижского еженедельника, обвиняется музей Метрополитен в фальсификации документа на саркофаг, который был куплен на Ближнем Востоке.