В Персидском заливе задержаны два греческих танкера
Это произошло после того, как власти Греции по запросу США арестовали шедший под российским флагом танкер Lana. А местный суд принял решение о конфискации груза — иранской нефти — в пользу американцев
Читать на полной версииВМС иранского Корпуса стражей исламской революции провели задержание двух греческих танкеров, сообщило агентство IRNA. Причина, как пояснили в Тегеране, — в «незаконных действиях со стороны властей Греции». Речь идет о задержании и переправке американцами большого груза иранской нефти еще в апреле.
Все началось с задержания греками в апреле танкера Lana, он шел под российским флагом. На борту были 19 российских моряков, танкер перевозил 115 тысяч тонн иранской нефти. Причина задержания, по словам греческой стороны, — в санкциях Евросоюза. Танкер переправили в греческий порт Каристос. Оказалось, что недавно судно было переименовано, поначалу оно называлось Pegas. Вскоре, правда, выяснилось, что структура, которой принадлежит танкер, под санкции ЕС не попадала. Судно постановили отпустить. Однако с грузом иранской нефти возникла неувязка. Суд в Афинах постановил, что груз должен быть конфискован и перенаправлен в США — по их запросу. Потому что Иран находится под американскими санкциями. Перегрузка нефти в другой танкер началась 26 мая. После этого Иран и задержал два греческих танкера.
Два задержанных Ираном греческих танкера вмещают почти 2 млн баррелей нефти каждый. Таким образом, по примерным подсчетам, Иран получил в четыре раза больше нефти, чем потерял в апреле. На танкеры военнослужащие Ирана спустились с вертолетов.
Вся эта ситуация со взаимными арестами танкеров не способствует спокойной логистике в этом регионе, отмечает независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
— Единственное, что здесь с Россией связано, — это только тот танкер, который шел под российским флагом. Скорее всего, задержание этого танкера неким образом корреспондирует с теми санкциями, которые вводились против российских кораблей, перевозящих грузы. Они не имеют право входить в порты ЕС. Могли что-то доработать или приняли решение, что таким образом может быть реализовано санкционное право. А то, что там была иранская нефть и что ее уже передали США, то надо понимать, что санкции в отношении Ирана тоже действуют. Последствия могут быть серьезными с точки зрения не только отношений Греции с ЕС, а в отношении доверия к морским путям, по сути, подрывается основа перевозки товаров. Это некий прецедент, наверное, он будет разбираться. Не уверен, что он будет решен в пользу Ирана.
— Не будут ли теперь с опаской танкеры ходить?
— Я думаю, что грузоотправители будут более внимательно смотреть на то, какое сейчас регламентирование в мировом праве с учетом действия санкций в отношении всех стран. Они будут выбирать тех посредников, которые обеспечат транспортировку и которые не относятся ни к одной из стран, в отношении которых вводили санкции. Единственная проблема заключается в том, что и у Ирана, и у России таких посредников становится все меньше и меньше.
По данным агентства Tasnim, Иран может задержать 17 греческих судов, если Греция продолжит деструктивные действия. Послу Ирана в Афинах заявлен протест, Греция расценивает задержание судов как акт пиратства, осуждая эти действия и требуя немедленного освобождения судов и их экипажей.
Ранее МИД Ирана вызвал посла Швейцарии, представляющего интересы США в Тегеране. Послу также выразили протест и заявили о необходимости немедленного освобождения судна и его груза.