Обновлено в 13:48

ЦБ снизил ключевую ставку с 14% до 11%. Причинами для пересмотра размера ключевой ставки, как объясняет ЦБ, стали укрепление рубля и снижение инфляционных ожиданий населения. Кроме того, приток средств на срочные рублевые депозиты продолжается, кредитная активность невысока, риски для финансовой стабильности «несколько снизились».

Все это и позволило снизить ставку. Вопросы снижения ключевой ставки Business FM обсудила с главным экономистом Альфа-банка Наталией Орловой:

— Для вас сюрприз? 3% — это все-таки серьезный шаг, тем более ЦБ ранее намекал, что больше так сильно, по 3%, понижать не будет за раз.

— Да, это правда, но я не исключаю, что они могут и до 10% снизить ставку, потому что за последние недели очень много индикаторов, которые проявили дезинфекционные факторы, и я беспокоюсь, что ЦБ может пойти на более радикальный шаг.

— На ваш взгляд, это тревожный сигнал — минус 3%?

— Мне кажется, что вообще такие непредсказуемые решения — некоторый сигнал если не форс-мажорной ситуации, то все-таки очень большой неопределенности. Поэтому, мне кажется, действительно хорошо, что ЦБ сделал более умеренный шаг, более предсказуемый в какой-то степени.

— Скажите, а был ли практический смысл в том, чтобы собирать внеочередное заседание, оглашать, что мешало дождаться 10 июня?

— Я думаю, что все-таки сейчас ситуация в экономике меняется очень быстро, и даже две недели в текущий момент могут сыграть важную роль, потому что по оперативным индикаторам видно, что в мае началось замедление экономической активности, в третьей неделе мая уже дефляция проявилась. При этом по банковским индикаторам видно, что апрель показал снижение кредитной активности в розничном сегменте, депозиты при этом притекают в банки очень активно, и мне кажется, что ЦБ таким опережающим график снижением ставки пытается поддержать экономику.

— Что касается курса рубля, он развернулся еще вчера после нескольких дней роста, а сейчас, я вижу, ускоряет снижение российская валюта. Это что такое, развернулся все-таки, справился ЦБ с курсом или временный эффект?

— Пока я думаю, что на эту динамику рынка нужно смотреть как на временный эффект, потому что все-таки потоки капитала, которые чувствительны к изменениям процентной ставки, сейчас функционируют в очень ограниченном режиме. У нерезидентов на российском рынке очень ограниченный спектр возможностей, и инвестиции российских физических лиц за рубежом тоже заморожены, поэтому потоки капитала сейчас ограничены. Я думаю, что это реакция временная, хотя снижение ставки как бы позволяет рублю ограничивать потенциал дальнейшего укрепления.

— Не могу не спросить про вчерашнее решение российских властей о десятипроцентной индексации и пенсий, и пособий, и МРОТ. Как это может сказаться на российской экономике, на курсе рубля, на инфляции, не идет ли это вразрез с действиями ЦБ?

— Я думаю, что это тоже мера поддержки конечного спроса, в этом смысле и правительство, и ЦБ действуют однонаправленно. То есть ЦБ снижает ставку, чтобы поддержать российскую экономику, российских производителей, и сокращает стоимость кредитов. Российское правительство в свою очередь дает домохозяйствам, в частности наиболее социально уязвимым группам, такие дополнительные индексации. Это мера поддержки спроса.

Комментирует инвестиционный стратег УК «Ари Капитал» Сергей Суверов:

— Мне представляется, дело в двух причинах. Во-первых, кредитная активность остается очень низкой, мы видим, что по апрелю был серьезный спад кредитования, многие заемщики не спешили брать кредиты, ожидая снижения ставок, поэтому снижалась доходная часть банков, что ставило под угрозу финансовые показатели. Вторая причина — рубль. Рубль укрепляется, несмотря даже на смягчение валютных ограничений, понятно, что сейчас нужно использовать все способы для того, чтобы рубль дальше не укреплялся. Как мы знаем, скоро заканчиваются сроки многих депозитов по высоким ставкам, наверное, ЦБ хочет простимулировать, чтобы средства сокращающихся рублевых депозитов перекладывались в иностранную валюту, тем самым способствуя снижению курса рубля. Потому что бюджету нужен более слабый рубль. Кроме того, мы видим, что вопрос в рентабельности многих сырьевых компаний, например, у металлургических компаний экспорт становится невыгодным из-за сильного рубля. Падает рентабельность и нефтегазового сектора, это тоже большая причина для беспокойства. Поэтому, наверное, эти две причины, рубль и кредитование, заставили ЦБ оперативно собраться на внеочередное заседание и снизить ставку. Это подрывает и раздвигает модель поведения россиян. Мы видим, что сбережение на рублевых инструментах становится глубоко убыточным. Это будет способствовать в том числе оживлению потребительской активности, но, с другой стороны, это обесценивает наши сбережения, которые находятся на рублевых [счетах].

— Накануне еще было принято решение об индексации на 10% пенсий, МРОТ. Как это скажется на инфляции и в какой перспективе?

— Индексация социальных выплат — это проинфляционный шаг, и он будет способствовать некоторому ускорению инфляции. Но все-таки мы знаем, что эффект не такой большой, но он скажется на росте цен. ЦБ дал понять, что он продолжит снижать ставку, возможно, в июне ставка может быть снижена еще на 2%, может составить и 9%.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина не исключила, что на ближайшем заседании ключевая ставка может быть понижена еще. Она предупредила, что ближайшие кварталы будут непростыми, так как экономика будет адаптироваться к новой реальности. Однако процесс структурной трансформации не будет бесконечным, заявила Набиуллина, выступая перед банковским сообществом. Она призвала к сокращению валюты на банковских балансах и переводу оставшихся валютных ипотечных кредитов в рубли.

«Необходимо и дальше реализовывать политику по девалютизации банковских балансов, которую мы проводили много лет, и от нее нельзя отказываться. Предусматривать в своих кредитных договорах возможность получать платежи в погашение долга в иных валютах при невозможности из-за внешних ограничений проведения расчета в валютах кредита. И, может быть, совсем локальная, но важная социальная проблема — это остатки валютной ипотеки, ее действительно уже совсем немного. Но вот сейчас самый подходящий момент, чтобы перевернуть в рубли оставшихся валютных заемщиков, я тоже призываю вас на это обратить внимание».

Набиуллина сказала, что из-за рисков вторичных санкций может произойти дробление банковской системы на два изолированных сегмента. ЦБ в этой связи хочет дать небольшим банкам опцию присоединиться к крупным без выкупа долей, но с взаимной ответственностью участников объединения.