Великобритания пока не планирует сопровождать украинские сухогрузы в Черном море, но не исключает этого
Газета The Times сообщила об обсуждении Лондоном возможности использования Королевского флота для сопровождения украинских сухогрузов с целью вывоза зерна. Но на Даунинг-стрит уже заявили The Guardian, что таких планов «на данный момент» нет
Читать на полной версииЛондон обсуждает возможность использования военных кораблей для создания в районе Одессы «защитного коридора» для украинского зерна, писала газета The Times. Согласно статье, такой план предложили власти Литвы, а присоединиться к нему может Британия, а также Египет, пострадавший от продовольственного кризиса.
Комментарий Даунинг-стрит приводит газета The Guardian: у британских властей на данный момент нет планов использовать Королевский флот в Черном море. Bloomberg пишет, что выгоду от продовольственного кризиса получает Россия. По версии американского агентства, российские экспортеры занимают ниши традиционных клиентов Украины и Москва выигрывает за счет подорожания продовольствия. Российские власти настаивают на том, что вина за кризис лежит на Украине и Западе.
«Россия выигрывает от глобального продовольственного кризиса, который она помогла спровоцировать», — безапелляционно утверждает в заголовке влиятельное агентство Bloomberg. В статье приводятся данные отраслевого издания SovEcon, согласно которым с начала года в российский бюджет поступило почти 2 млрд долларов налогов от экспорта зерновых на фоне роста глобальных цен на пшеницу в 50%. Украинский экспорт, напротив, сократился до четверти от докризисных показателей.
В результате потери Киевом контроля над побережьем Азовского моря и остановки судоходства на Черноморском побережье Украины огромные объемы зерна лежат в хранилищах и могут попасть под утилизацию. Как указывает Bloomberg, этим уже воспользовались российские экспортеры: например, традиционный импортер украинской пшеницы, Израиль, уже приобрел первые партии зерна из России.
Москва отвергает ответственность за происходящее, но на Западе считают, что это может быть осознанной стратегией. Продолжает корреспондент CBS в Одессе Имтиаз Тайаб:
На Западе видят два пути выхода из продовольственного кризиса. Более реалистичный — поставка продукции украинского агропрома сухопутными путями. Сейчас на западных границах Украины стоят многокилометровые очереди из грузовиков, а Киев и Варшава активно работают над упрощением системы контроля. В частности, украинских и польских пограничников могут разместить на совместных КПП для сокращения времени ожидания.
Другой вариант — возобновление морских поставок зерна и других ресурсов и товаров, но для этого нужно разблокировать черноморские порты Украины. Москва настаивает, что судоходство было прекращено из-за решения Киева о минировании своей акватории, Украина обвиняет Россию в морской блокаде Одессы. На фоне этого газета The Times сообщила об обсуждении Лондоном возможности использования Королевского флота для сопровождения украинских сухогрузов, но на Даунинг-стрит уже сообщили The Guardian, что таких планов «на данный момент» нет. Сценарий анализирует директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин:
Российские власти комментируют тему продовольственного кризиса по мере необходимости. Дмитрий Песков назвал «фейком» заявления ООН о вине Москвы за сокращение украинского экспорта зерновых и возложил ответственность на страны, которые вводят санкции. Постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что сама Украина усугубляет кризис, поставляя зерно Евросоюзу, а не развивающимся странам. Сообщения западных СМИ о незаконном вывозе запасов зерна с неподконтрольных Киеву территорий Кремль также называет ложными.