Страсти по Киевской Руси. Комментарий Георгия Бовта
Наблюдательные родители сообщили об исчезновении термина «Киевская Русь» в новом учебнике по истории издательства «Просвещение». Правда, позднее все же оказалось, что Киевскую Русь не запретили упоминать, а лишь «понизили в звании»
Читать на полной версииВ соцсетях развернулась дискуссия о том, как стоит называть Древнерусское государство. Активизировалась она после того, как журналист Виталий Рувинский написал, что ученикам 6 класса выдали новый учебник по истории издательства «Просвещение», в котором школьников знакомят не с Киевской Русью, а с русским государством, или просто Русью. Какие выводы в связи с этим напрашиваются?
В учебнике по истории издательства «Просвещение» термин «Киевская Русь» действительно ушел из оглавления. Там значится просто Русь. Однако если полистать учебник дальше, то на это название можно натолкнуться на первой же странице тематического раздела — в параграфе № 4. Там сказано так: «Историки часто называют это государство Древней Русью (Древнерусским государством) или Киевской Русью по названию его столицы». Из чего можно сделать уже более спокойный вывод о том, что Киевскую Русь все же не запретили поминать вовсе, хотя, согласимся, несколько «понизили в звании».
Впрочем, такая мягкая ревизия началась не вчера, а скорее, после 2014 года, когда наши отношения с Украиной вдрызг испортились, в том числе на фоне тотального пересмотра там всей истории Украины в части ее отношений с Россией. Само по себе принижение термина «Киевская Русь» на столь тотальный пересмотр все же не тянет. К тому же тут есть аргументы как за, так и против. Мне лично, учившемуся еще в советской школе, привычнее термин «Киевская Русь».
Сейчас, конечно, многие охотно обоснуют тезис о том, что термин «Киевская Русь» вообще антинаучный. Так, один из соавторов учебника истории Александр Данилов, опровергая связь замены «Киевской Руси» на «Русь» со спецоперацией, говорит о «научной целесообразности». Термин «Киевская Русь», по его мнению, некорректный, так как не учитывает более ранние, докиевские, этапы становления этого государства. «Государство Русь образовано в Новгороде, столица которого была перенесена в Киев. Если мы приводим только «Киевскую Русь», мы отсекаем ранний период, который связан с историей Новгородской Руси», — считает Данилов.
С этим можно поспорить. Начиная с того, что Новгород не был столицей древнего государства — ввиду отсутствия такового. Просто новгородский князь Олег, из Рюриковичей, воспользовавшись тем, что киевский правитель Аскольд отлучился с неудачно закончившимся для него походом на Византию, захватил Киев в 882 году. После чего провозгласил, согласно «Повести временных лет», Киев «матерью городов русских», то есть объявив столицей доставшихся владений. Там же сказано: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Учитывая, что автором «Повести» был киевский монах Нестор, у него, конечно, был свой интерес. А женского рода город потому, что в трансформации от греческого термина «метрополия». По каковому поводу историк Василий Ключевский шутил: «Новгород является старшим сыном России, родившимся, однако ж, прежде матери».
Именно киевское великое княжение занимало наивысшее положение в так называемой лествичной системе Рюриковичей, согласно которой престолонаследие передавалось сперва по горизонтали — между братьями: от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем уже между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения. Аналогичный порядок был до недавних пор в Саудовской Аравии. Все князья Рюриковичи считались родичами и совладельцами государства. Глава рода, старший, сидел именно в Киеве, считавшимся главным княжеским престолом, за который периодически разворачивалась ожесточенная борьба. Так продолжалось до монгольского нашествия, когда Киев уже утратил свое влияние в пользу других центров силы. Владимира, например. Самого же названия «Киевская Русь» тогда вообще не было.
Термин появился лишь в ХIХ веке в работах первого ректора Киевского императорского университета Михаила Максимовича — при том что упоминались на равных также Новгородская, Владимирская, Галицкая, Суздальская и другие Руси. Затем термин подхватили такие титаны-историки, как Ключевский, Погодин, Соловьев, Костомаров. В советской историографии, которая, как известно, не знала девиаций от линии партии, он утвердился после издания одноименного фундаментального труда академика Бориса Грекова, который с подачи Сталина фактически и возглавлял всю советскую историческую науку. Он таким образом обозначил «империю Рюриковичей», аналогичную, по его мнению, западноевропейской империи Карла Великого. Позже уже другими советскими историками был введен в оборот термин «Древнерусское государство», который после распада СССР начал постепенно вытеснять «Киевскую Русь». То есть задолго до спецоперации.
А вот уже после ее начала неприятный случай произошел с Александром Невским, вернее, с памятником ему на Украине. Его снесли. Назло «москалям». Казус в том, что Невский был фактически последним великим князем Киевским, оставаясь так же до своей смерти и великим князем Владимирским. Ярлык на княжение в Киеве Невский получил, как известно, в Золотой Орде. Но в разоренный уже к тому времени город он даже не поехал, оставшись в Новгороде. Так история Киевской Руси и закольцевалась.