ЦБ опроверг покупку валюты через посредников для сдерживания курса рубля
По мнению экспертов, ослабить курс рубля может снятие санкций. Регулятор получил бы возможность продавать валюту, нерезиденты имели бы доступ на рынок, а компании могли бы расплачиваться за импорт в долларах
Читать на полной версииБанк России опроверг информацию о покупке валюты через посредников у экспортеров для сдерживания курса рубля от резкого укрепления. «Эта информация не соответствует действительности», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ЦБ.
О том, что ЦБ начал покупать валюту у экспортеров через других участников рынка, написала газета «Ведомости» со ссылкой на источники. Эта мера помогла бы ослабить рубль.
В условиях санкций финансовые власти могут пока лишь ослаблять контроль, но этих мер недостаточно. В пятницу 20 мая доллар на московской бирже вновь упал, его курс на текущий момент составляет 58,35 рубля. Спроса на валюту, сопоставимого с экспортной выручкой, на рынке не появилось.
Власти хотят избежать резкого укрепления курса рубля, но как это сделать в условиях санкций? Рассуждает гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев:
Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» «Рынок ушел так далеко с точки зрения цели по оптимальному курсу, что нужны какие-то меры. До сих пор давление на доллар и на другие валюты оказывает очень высокое предложение валюты от экспортеров, потому что экспортная выручка не сократилась, и на этом фоне резкое сокращение импорта. Сказываются и ограничения на валютные операции, на переводы и на снятие наличных и так далее. Это все определяет низкий спрос на рынке. И в отсутствие большого объема закупок валюты со стороны регулятора, складывается очень сильное преобладание предложения валюты, что как раз и влияет на курс. Если более активную роль в какой-то форме будет играть ЦБ, какой-то способ будет найден, как закупать валюту в больших объемах, но не нарушая ограничения, тогда мы увидим постепенный разворот ситуации по динамике курса и рост курса доллара и евро, что для экономики конечно было бы хорошо, потому что мы ушли сейчас на такие уровни, которые уже начинают вредить и ряду отраслей производственных, и бюджету».
Сегодня же источники ТАСС в Минфине сообщили, что и Минфин, и ЦБ предлагают снизить требование по продаже валютной выручки экспортеров до 50%. По их данным, власти примут решение на этой неделе.
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах говорит, что рынок давно ждал этого решения:
Антон Табах главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» «Ослабление рубля не является основной целью, собственно говоря, как и валютное ограничение, его ввели не от хорошей жизни. Это решение сбавит давление на рубль в сторону повышения. В целом, это хорошая, давно ожидавшаяся мера, которая будет способствовать тому, что курс будет более рыночным. Власти хотят сейчас более рыночного курса, и властям, наверное, не хочется иметь настолько крепкий курс. Бюджет сверстан, исходя из расчетов, что доллар стоит 71 рубль».
То же мнение и у директора центра макроэкономических исследований при РАНХИГС Рустама Темиргалиева:
Рустам Темиргалиев директор центра макроэкономических исследований при РАНХИГС «Дальнейшее укрепление курса рубля несет определенные риски для российских экспортеров. Для этого, безусловно, ЦБ нужно продумать механизм взаимодействия с учетом высокого санкционного давления со стороны стран Запада. Здесь возможен выход в третьи валюты, использование, например, китайского юаня или дирхама ОАЭ, либо другой валюты, которая обладает достаточно устойчивым и стабильным курсом на мировом рынке. И мне кажется, нас ждет в ближайшем будущем изменение политики российского регулятора в части большей либерализации валютного рынка, ослабления квот на обмен валютной выручки. Мы надеемся, что уже в ближайшее время российские экспортеры будут ограничены всего лишь 50-процентным объемом обмена валютной выручки, а не 80-процентным, как на данный момент».
Воздействовать на курс может снятие санкций, отмечают эксперты. Регулятор смог бы продавать валюту, нерезиденты имели бы доступ на рынок, а компании могли бы расплачиваться за импорт в долларах.