От проблем с сырьем до вопросов с логистикой: в России дорожает сантехника
Наибольший рост цен коснулся продукции экономкласса — от 20% до 70%. Сантехника премиум-класса подорожала на 5-25%. Тем не менее покупателям не стоит опасаться дефицита унитазов, раковин, смесителей, душевых кабин и других товаров, заверяют участники рынка
Читать на полной версииВ России унитазы подорожали до 70%. Цены выросли и на другую сантехнику экономкласса, больше всего на смесители, раковины, душевые кабины, ванны и комплектующие для них. Об этом сообщило РБК со ссылкой на исследование строительной компании Pridex. Премиальные товары подорожали меньше — до 25%, но в этом сегменте намного больше дефицит, потому что продукцию в основном привозили из ЕС.
Цены на сантехнику растут по причинам, по которым сейчас дорожает все: увеличивается стоимость упаковки, усложняется логистика, приходится ощутимо больше платить по кредитам. Если раньше кредиты выдавали под 7-8% годовых, сейчас нужно переплачивать 20-26%.
Еще один фактор — курс доллара. У многих возникает вопрос: почему рубль укрепился, а цены не падают? По словам участников рынка, они учитывают фактор неопределенности. Никто не знает, какой курс будет через месяц. К тому же на складах лежит продукция, которую закупали, когда доллар был больше 110 рублей, и, если реализовать товар по нынешнему курсу, будут большие убытки. Также на рынке сантехники сейчас серьезные проблемы с сырьем, отмечает председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники Игорь Георги:
Игорь Георги председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники «Многие заводы использовали для производства санитарной керамики глину из Украины, сейчас эти поставки прекращены. Компаниям необходимы время, финансовые средства для того, чтобы перенастроить свои заводы на работу с другим сырьем, под другие характеристики. Что же касается, например, сырья для бытовых смесителей, то один из основных компонентов — это медь, на начало года она стоила на Лондонской бирже 9,5 тысячи долларов за тонну, а в моменте в феврале она достигала почти 11 тысяч долларов за тонну. Примерно та же самая картина на рынке другого значимого сырья для производства смесителей — это цинк».
Белая глина, или каолин, — это основное сырье в керамической промышленности. По словам экспертов, его добывают в том числе в Иране, Турции, Китае, Великобритании и на Украине. Из последней страны привозить в Россию его было удобнее всего. По данным Счетной палаты, в 2018-2020 годах потребности российских предприятий в каолине по массе на 90% покрывались поставками с Украины. В России тоже есть месторождения белой глины, например под Оренбургом и в Челябинской области, но они не разработаны. Кроме того, у экспертов есть вопросы к химическому составу российского каолина, а также к потенциальным объемам и возможности его добычи. Несмотря на это, сейчас самое время заняться этим вопросом, считает директор Ассоциации производителей керамических материалов Альберт Попов:
Альберт Попов директор Ассоциации производителей керамических материалов «В России долгое время не было нормальной геологоразведки, не было нормального отношения ко всем источникам нерудного сырья, но это на самом деле должно стать предметом некой государственной политики либо мы отпустим все это на откуп свободной вольной руке рынка и подождем, пока наши унитазы и раковины в два-три раза подорожают. Что-то абстрактно заменить? Делать бетонные раковины? Стальные раковины? Конечно, нет. Человечество привыкло к керамическим унитазам и керамическим раковинам. Сырьевую зависимость наших высокотехнологичных производителей, которые инвестировали десятки миллиардов рублей в свои производства, нужно будет сейчас поддержать».
В любом случае покупателям не стоит опасаться дефицита сантехники в России, отмечают участники рынка. Санитарная керамика в России производится, проблема с сырьем решаема, а другие категории, например смесители, которые в основном импортные, можно привезти из Китая, откуда продолжаются поставки, даже несмотря на сложную геополитическую ситуацию. Что касается цен, даже если формально ретейлеры оставляют их на прежнем уровне, они проводят акции и делают скидки. Поэтому в среднем с начала апреля цены снизились на 10-30% в зависимости от товара.