Чешская группа компаний PPF и нидерландская Home Credit продают свои банковские активы в России группе частных инвесторов, сообщается на сайте PPF.

Банк «Хоум кредит» — главный актив Home Credit в России, который входит в число 40 крупнейших кредитных организаций в стране. Клиентская база банка насчитывает более 36 млн человек.

В числе покупателей — Иван Тырышкин, председатель совета директоров СПБ Биржи и экс-президент РТС. Сумма сделки не разглашается, но в рамках договоренности будет продан и казахстанский банк «Хоум Кредит». Его новыми владельцами станут акционеры и топ-менеджеры PPF и Home Credit.

«Сделка будет проведена упорядоченно и структурированно, чтобы обеспечить преемственность для сотрудников и клиентов «Хоум Кредит» в России и Казахстане», — заявили представители группы.

Позднее Business FM получила комментарий представителей компании, в котором уточняется, что банк не уходит с российского рынка. «Банковские активы продают наши акционеры — PPF и Home Credit Group. Банк «Хоум Кредит» будет продолжать свою деятельность под контролем российских акционеров», — подчеркнули в компании.

Комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

— Я проверил списки Forbes и в числе 200 крупнейших бизнесменов России не обнаружил господина Тырышкина. Обрывается этот список на уровне 550 млн долларов. То есть можно предположить, что его активы ниже этой суммы. Возникает вопрос, откуда деньги? Не исключено, что у него есть какие-то скрытые партнеры, которые профинансировали эту сделку. Финансовая отчетность не раскрывается с начала спецоперации, на 1 февраля капитал банка составлял 58 млрд рублей, грубо говоря, миллиард долларов. Даже если исходить из каких-то совершенно грабительских дисконтов, ну скажем, если банк продается за 10% или 20% капитала, все равно речь идет о сумме в 100-200 млн долларов. Конечно, у Тырышкина есть несомненное положительное качество — то, что он не под санкциями, а что у него за группа, узнаем позже. Вдруг там обнаружатся все-таки какие-то участники списка Forbes внезапно. Более того, у него ведь нет свежего опыта банковской деятельности, что вызывает определенное беспокойство. По активам банк занимает где-то 34-е место в российском банковском секторе, корабль достаточно большой, чтобы доверять его капитану без банковского опыта.

— Каковы перспективы теперь и что будет с казахстанской частью бизнеса? Мы так понимаем, что она тоже принадлежала российскому.

— Да, этот бизнес входил в периметр российского бизнеса, но он не войдет в сделку с Тырышкиным. Он где-то раз в пять меньше российского бизнеса. И он перейдет, я так понимаю, кому-то из акционеров PPF и топ-менеджменту самого банка. Понятно, что речь идет, скорее всего, об очень большом дисконте, ну и кроме того не будем забывать, что PPF — это все-таки чешский бизнес, Чехия проявила себя не очень дружелюбно по отношению к России. Даже отозвана была лицензия у чешского Сбербанка. Так что даже удивительно, что они вот так продержались долго в России без обысков.

Российский «Хоум Кредит» является дочерней структурой холдинга Home Credit N.V., входящего в состав международной группы PPF. Ее крупнейшим бенефициаром был чешский предприниматель Петр Келлнер, который погиб в авиакатастрофе в марте 2021 года. Несколькими днями ранее российские власти внесли Чехию в «список недружественных стран».

Осенью 2021 года стало известно, что PPF выставила российский банк на продажу. В числе претендентов на этот актив, по данным ряда СМИ, была венгерская OTP Group, владеющая российским «ОТП Банком», а также структуры АФК «Система».

PPF Group работает в 25 странах и владеет активами на сумму около 40,5 млрд евро в различных секторах, включая финансовые услуги, телекоммуникации, медиа, биотехнологии, недвижимость и инжиниринг.