«Яндекс» опроверг данные о переносе штаб-квартиры и команды за пределы России. Публикация об этом ранее появилась в израильской деловой газете Calcalist, издаваемой крупным холдингом Yedioth Ahronoth Group. В ней говорится, что IT-компания раздумывает над релокацией в Израиль.

В статье приводятся выдержки из письма, якобы направленного сооснователем и гендиректором компании Аркадием Воложем премьеру и правительству Израиля. По версии газеты, бизнесмен попросил у Иерусалима особых условий для приезда в страну «многих сотен» сотрудников «Яндекса» без израильского гражданства. Подтверждений этому в других источниках нет — да и сам IT-гигант сообщил РБК, что информация не соответствует действительности, а офис «Яндекса» в Тель-Авиве действует много лет и работает над международными проектами.

Однако вопрос остается: могут ли российские IT-компании решить переехать за границу? Интернет-то пока везде один. О корпоративной эмиграции рассуждает гендиректор оператора дата-центров Oxygen Павел Кулаков:

Павел Кулаков гендиректор оператора дата-центров Oxygen «Во-первых, IT-компании бывают абсолютно разного профиля, есть компании, которые занимаются исключительно разработкой, и где находятся рабочие руки, условно, разработчика, не так важно, если он имеет доступ к клавиатуре и интернету. Есть компании инфраструктурные, которые очень сильно привязаны к местам размещения инфраструктуры, — серверное оборудование и прочая инфраструктура, которая связана с оказанием услуг или разработкой продуктов. Есть важный момент, который касается центра прибыли. Если центр генерации прибыли в условной России, то, безусловно, компания должна продолжать находиться в России, оказывать там услуги, содержать штат и платить налоги. Поэтому IT-отрасль большая, очень емкая, и говорить, стоит ли линейно релоцироваться или нет, очень сложно. Плюс нельзя забывать о том, что, несмотря на кажущуюся мобильность, айтишник может быть и не очень мобильным — у него может быть семья, дети, у него может быть ипотека, у него могут быть здесь родители в возрасте».

К третьему месяцу боевых действий ситуация с оттоком цифровых кадров, судя по всему, начала меняться. Собеседники Business FM, которые в начале весны рассказывали об отъезде заметного числа специалистов, теперь говорят о возвращении многих из тех, кто уехал на эмоциях, но не смог прижиться. Тем не менее пока российская экономика чуть ли не раз в неделю получает новую порцию санкций, IT-бизнес может задуматься о перспективах — издержки на релокацию сейчас или неопределенность в будущем. О потенциальных направлениях отъезда говорит управляющий партнер «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов:

Константин Анкилов управляющий партнер «ТМТ консалтинг» «Практика показывает, что есть два ключевых направления релокации. Это страны СНГ, как Казахстан, Средняя Азия, так и страны Кавказа. Из преимущества по сравнению с дальним зарубежьем — относительно низкая стоимость жизни в этих странах, аренды, питания и так далее, достаточно комфортные условия ведения бизнеса, поскольку мы видим, что навстречу подобным компаниям в этих странах так или иначе стараются идти. Что касается направлений, таких как Турция, Израиль, они тоже комфортны в связи с физической близостью к России и также в связи со знанием специфики этих стран, с наличием диаспоры, с присутствием там или гражданства в некоторых случаях основателей или руководителей этих компаний, что облегчает переход. Европа — это скорее направление для личного перемещения IT-сотрудников в первую очередь, если не брать отдельные страны Восточной и Центральной Европы».

Как бы там ни было, на сегодня ни о каком исходе IT-бизнеса говорить не приходится. Участники рынка не могут назвать ни одной известной российской компании, которая решила покинуть страну или уже переехала.

В апреле «Яндекс» отозвал прогноз по финансовым показателям на 2022 год, объяснив это невозможностью прогнозирования. Также в компании предупредили о возможных проблемах с возведением новой штаб-квартиры в Москве на улице Косыгина.

Согласно сообщению «Яндекса», если строительство не будет завершено к моменту истечения срока аренды других офисов, компании придется договариваться о новой аренде. По свидетельствам очевидцев, на месте снесенной гостиницы «Орленок» активных работ пока не наблюдается.