Министры обороны РФ и США впервые с 24 февраля поговорили по телефону
Разговор состоялся по инициативе Вашингтона. Reuters сообщает, что беседа Остина и Шойгу не привела к разрешению каких-либо спорных вопросов
Читать на полной версииМинистры обороны России и США Сергей Шойгу и Ллойд Остин впервые поговорили по телефону с начала специальной военной операции, проводимой силами РФ на территории Украины.
Разговор состоялся по инициативе американской стороны. Сергей Шойгу и Ллойд Остин обсудили актуальные вопросы международной безопасности, включая ситуацию на Украине, сообщило Минобороны России.
В свою очередь, пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби сказал, что Остин в ходе телефонного разговора призвал к немедленному прекращению огня на территории Украины и подчеркнул важность поддержки контактов между военными ведомствами России и США.
Ранее Кирби утверждал, что Шойгу и начальник российского Генштаба Валерий Герасимов отказываются общаться по телефону с шефом Пентагона и председателем комитета начальников штабов Вооруженных сил США.
Радиостанция Business FM обсудила телефонный разговор министров обороны России и США с политологом Георгием Бовтом:
— Какое значение имеет этот разговор Шойгу и Остина?
— Я бы не спешил искать в том, что они впервые поговорили, какой-то добрый знак. Действительно, как американская пресса сообщает, после начала спецоперации они не общались, последний разговор был 18 февраля. В то же время до 18 февраля они еще несколько раз общались с тем же Остином. И по предыдущему опыту всякий раз такое общение происходило на фоне предстоящей, как потом выяснялось, эскалации ситуации. Поэтому я не исключаю, что нынешний разговор, тем более он состоялся по инициативе американской стороны, тоже предвещает не улучшение ситуации, а ухудшение. Они обсуждали то, что может предстоять, и, может быть, предостерегали друг друга от каких-то действий. Можно предположить, от каких. В последнее время в той же американской прессе активно обсуждается вопрос о том, что американская разведка стала делиться своими сведениями с украинскими военными. Самый острый вопрос — не является ли это следствием гибели высокопоставленных российских военных. И тут последовали утечки, я думаю, что целенаправленные, со стороны Пентагона: мол, успокойтесь, мы такую информацию не передаем, более того, мы не стремимся к тому, что развединформация приводила к гибели полковников и генералов, но там были и оговорки, что мы предоставляем сведения о неких командных пунктах, которые находятся в расположении российской армии, а там могут оказаться в том числе полковники и генералы.
— Могли ли они обсуждать поставки вооружений Украине?
— Это вторая потенциальная тема их разговора. Речь о конвоях военных. Ведь оружие уже туда как-то попадает, на американских военных самолетах в частности, которые летят в большом числе, они, правда, садятся в Польше, но потом оружие следует какими-то путями, сухопутными уже, наверное, по территории Украины к линии фронта. Ну вот вопрос в том, что будет, если эти конвои начнут поражать целенаправленно не на складах, как это до сих пор происходило, а непосредственно в процессе движения. Это острый вопрос, он мог обсуждаться. Российская сторона официально придерживается крепкой позиции, что эти конвои являются законной военной целью. Однако до сих пор массового такого поражения именно конвоев пока что не было. Некоторые «горячие головы» у нас предлагают их поражать уже и на территории той же Польши, но пока вот до Польши еще не добрались.
— Что касается Швеции и Финляндии, которые хотят вступить в НАТО, могли ли шеф Пентагона и российский министр обороны обсуждать этот вопрос?
— Там ключевой вопрос не в том, примут их или не примут. Их примут, как только они подадут заявку. Ключевой вопрос, очевидно, в том, какие вооружения будут размещены на территории Финляндии и Швеции, насколько эти вооружения будут угрожать РФ и будет ли в числе этих вооружений ядерное оружие. Это вопрос, который может обсуждаться, но мне кажется, что не прямо сейчас — 13 мая — до него дошла очередь, потому что, во-первых, заявки еще не поданы, они подадут их 16-го, во-вторых, их примут где-то в июне-июле, и они еще успеют созвониться с Остином до этого времени. Мне кажется, это не вопрос оперативного контакта.
Как сообщает Reuters, беседа Остина и Шойгу продлилась около часа и не привела к разрешению каких-либо спорных вопросов или изменениям в действиях РФ на территории Украины.
Администрация США на данном этапе сосредоточила внимание на военной поддержке Украины, а не на переговорах с Россией. Об этом в пятницу, 13 мая, заявила помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Карен Донфрид. По ее утверждению, «Россия не проявила готовности к серьезному ведению переговоров». В Москве это пока не комментировали.