Компания Siemens объявила об уходе из России
Смогут ли российские компании продолжить обслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка»? И что говорят экс-сотрудники Siemens?
Читать на полной версииНемецкий концерн Siemens заявил, что покидает рынок России, где проработал почти 170 лет на самых разных направлениях.
Илья — бывший сотрудник Siemens в России, он попросил не упоминать, в какой должности и в каком подразделении он работал. На вопрос, как именно Siemens будет уходить из России, собеседник предполагает, что немецкая компании продаст свои доли в российских предприятиях. Возможно, по мнению Ильи, новую работу придется искать сотрудникам головного офиса. Кстати, он в свое время покинул компанию по собственному желанию, потому что уровень зарплаты не устроил. И, по словам собеседника, люди работают в российском Siemens ради громкого имени и хорошего соцпакета.
«С точки зрения оплаты труда, компания достаточно жадная. У них хороший социальный пакет, но при этом зарплаты они меряют по рынку среди таких же немецких компаний. Знаете, такой средний рост среди лилипутов. Говорят, что вы в рынке. А по факту, когда ты выходишь на рынок и смотришь на конкурентов, то оказывается, что зарплаты были значительно ниже рынка. Новые сотрудники, которые приходили, они либо уже приходили на топовые позиции с хорошим социальным пакетом и с хорошим фондом оплаты труда, либо только начинали — просто ради имени работали».
Siemens работает в России почти 170 лет, присутствует более чем в 40 городах. В головной компании трудятся примерно 2700 сотрудников. А оборот в нашей стране в прошлом финансовом году составил более 800 млн евро. Правда, общий оборот концерна за тот же период превысил 60 млрд в европейской валюте, то есть уход из России не будет для немцев слишком чувствительным в финансовом плане. Тем не менее, это все равно разрыв отношений, за время которых компания прошла через революцию, национализацию и две мировые войны. Но сейчас возникают конкретные вопросы, сможет ли Россия заместить немецкие технологии в производстве? Например, поездов «Ласточка» и «Сапсан». Впрочем, здесь локализация достигает почти 100%, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «Большой проблемы с Siemens не было, поскольку вся линейка, которая производится сегодня в России, практически полностью локализована здесь. Там в принципе локализация достигает 99%. И вся документация, которая сегодня необходима нашим специалистам для того, чтобы осуществлять все необходимые процедуры, связанные с осмотром, ремонтом и сопровождением, остается на территории Российской Федерации, и все специалисты компании Siemens, которые работали в России, все остаются на своих рабочих местах, только перемещаются в другую компанию».
Настораживает заявление, что немецкая компания расторгает сервисные контракты с РЖД на обслуживание поездов «Ласточка» и «Сапсан». Но для сравнения можно вспомнить, что в России производятся еще и поезда «Иволга» — этим занимается «Трансмашхолдинг», который связывали давние отношения с французской Alstom. Последняя в начале марта заявила, что прекращает поставки и инвестиции в Россию. Но одновременно подчеркнула, что у нее уже несколько лет никаких деловых и операционных связей с ТМХ, а все отношения связаны с тем, что французская компания владеет долей в 20% в российском холдинге.
Как будет уходить из России Siemens — пока не очень понятно. Видимо, грядет распродажа долей в наших предприятиях и, конечно, приятного в этом мало. Но и для немцев, вероятно, тоже будет неприятно прекращать работу по некоторым направлениям, например, связанным с разработками альтернативной энергетики. Комментирует замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Возможно, Siemens все-таки останется в России и будет работать через компании-прокладки, продолжает эксперт. И в этом смысле памятна история с газовыми турбинами, которые Siemens поставил для Таманского полуострова, а они, после перепродажи в итоге оказались в Крыму. Из-за чего возник большой международный скандал. У Siemens, помимо всего прочего, есть в России совместное предприятие с «Силовыми машинами» Алексея Мордашова, попавшего под санкции. И сейчас в российской компании сообщили, что ведут консультации с немецкими партнерами по поводу обслуживания газовых турбин. Но чем они закончатся, пока, конечно, неизвестно. Наконец, есть и хорошие новости. Производитель медоборудования, входящий в Siemens, заявил, что продолжит работать в России, объяснив это тем, что доступ к медицинской помощи — одно из основных прав человека.
О своем уходе из России объявила также финская энергокомпания Fortum, у которой в нашей стране семь теплоэлектростанций. Компания планирует продать российский бизнес, назвав это «контролируемым выходом».