Счетная палата предложила передать Минстрою контроль за восстановлением Политехнического музея. Аудиторы рекомендовали провести проверку того, как генподрядчик «Политехстрой» расходует авансы. По их мнению, это целесообразно сделать из-за высокой стоимости реконструкции здания, переноса сроков завершения проекта, «низкого уровня контроля» за работами. Принять это решение в Счетной палате предлагают до 1 декабря 2022 года, пишет РБК.

Реконструкция здания музея на Новой площади началась в 2013 году. За время работ проектно-сметная документация корректировалась четыре раза, в результате стоимость работ увеличилась почти вдвое и превысила 18 млрд рублей. Сроки завершения работ переносились несколько раз. Работы должны были сдать сначала в 2016 году, затем в 2018-м, 2020-м и 2021-м. За все это время строительная готовность составила чуть более 50%. Сейчас срок ввода запланирован на 2025 год. Комментирует профессор Московского архитектурного института Алексей Мусатов:

— Начали делать по достаточно рыхлому заданию, в процессе начали уточнять. А что такое уточнение проектов в процессе реализации? Это всегда огромные переделки. Реставрация — вещь предельно дорогая, а значит, это бюджетные деньги. Реставрация — такая вещь, что там трудно контролировать, переделки и задержки были следствием не очень большой порядочности тех людей, которые это все организовывали. Три или четыре раза переделывали фасад, сделали — пошли трещины. Что значит? Или нарушили технологию, или применили материалы, которые запрещено применять при наружных работах. Дорогой материал поменяли на более дешевый. А вопрос, откуда деньги на [дополнительные работы], можно, конечно, попробовать фирму, которая допустила подрядную организацию, объяснить им, что они не правы, и с нее изъять эти деньги. Но тут начинается, что у фирмы денег нет, что она растворилась в тумане, и мы начинаем черпать дополнительные деньги из бюджета, чтобы переделать то, что уже сделано. Так смета может вырасти и в два, и в три раза.

— К 2025 году завершится реконструкция, успеют они?

— Если власть на полном серьезе скажет, что шутки кончились, успеют. А если на все это будут смотреть, как часто бывает, сквозь пальцы, это может продолжаться десятки лет. Можно ли успеть к сроку? Можно, и к предыдущему сроку можно было успеть.

Аудиторы обращают внимание, что из-за затянувшейся реконструкции уже истекла гарантия на часть оборудования, закупленного для музея. Кроме того, по их данным, в реконструкции задействовано недостаточно строителей. По плану одновременно на стройплощадке должны были работать 808 человек, но во время проверки в октябре-декабре прошлого года аудиторы обнаружили в два раза меньше.

Сейчас на объекте более 500 рабочих, численность постепенно увеличивается, говорят в пресс-службе «Политехстроя». В компании добавляют, что наращивают численность строителей в условиях «ощутимого дефицита рабочей силы на рынке», вызванного последствиями пандемии коронавируса.

Создание Политехнического музея — нетривиальная задача. Если в советское время Госплан отдавал приказ, и все брали под козырек, сейчас в организации экспозиции должны участвовать крупные бизнес-структуры, которые обладают высокими технологиями, считает редактор проекта «Прогулки по Москве» Александр Усольцев:

Александр Усольцев редактор проекта «Прогулки по Москве» «В нашу эпоху уже и космические технологии, как мы знаем, принадлежат некоторым частным компаниям, а технологии по машиностроению, по добыче полезных ископаемых, то есть все, что было представлено когда-то в макетах старого Политеха, по идее должно быть представлено уже в новом Политехе. Старые макеты — это хорошо, это здорово, но это все же технологии 60-70-х, максимум 80-х годов. Музей, особенно такой, как Политехнический, обязательно должен быть иммерсивным, что-то похожее на тот же самый «Экспериментаниум», где не просто можно посмотреть на стенде, как это все работает, там присутствуют элементы интерактива, и лучше запоминается, когда у посетителей задействованы максимально все органы чувств. Многие современные музеи сейчас не просто дают что-то потрогать, а еще и играют с запахами, и это создает свою атмосферу. То же самое должно быть в Политехе. Например, в шахте должно пахнуть углем, поэтому надо работать с крупными компаниями. Это самый сложный момент — стимулировать крупные компании помогать государству создавать музей, который будет доступен для всех. Судя по всему 2025 год — ориентировочный срок».

Отчет был представлен на коллегии Счетной палаты в конце марта. В пресс-службе ведомства отметили, что на коллегии присутствовали представители Минкультуры и Политехнического музея, которые согласились с выводами аудиторов.

Business FM написала запрос в Политехнический музей. На момент публикации материала комментарий не получила.