Моргенштерна причислили к физлицам-иноагентам за политическую деятельность и иностранное финансирование
Рэпер уже заявил, что не знает, какой политической деятельностью он занимался. Ему вменяют получение финансирования со стороны израильской Yoola Labs, которая занимается работой с YouTube-блогерами и предлагает им партнерскую программу. Кто еще из блогеров теоретически может попасть в тот же список?
Читать на полной версииПроживающий с конца прошлого года в Дубае рэпер Алишер Валеев (Моргенштерн) включен Минюстом в реестр физлиц — иностранных агентов. На сайте Минюста указано, что Алишер, у которого на YouTube почти 12 млн подписчиков, вел политическую деятельность, получая финансирование от израильской компании Yoola Labs. Рэпер отреагировал на это, заявив, что не понимает, какой политической деятельностью он занимается.
Как и кого финансирует Yoola и кого еще из музыкантов могут признать иноагентами? Компания Yoola, от которой Моргенштерн, по версии Минюста, получал финансирование, — крупная международная медиасеть со штаб-квартирой в Израиле.
Ее создали россияне Михаил и Александр Шапошниковы, латыш Илан Трояновский и украинец Артем Геллер. Как писал Forbes, в 2018 году их выручка составляла 500 млн рублей, а доход — около 200 млн. При этом блогеры, которые работают с Yoola, в том же году заработали около 2 млрд рублей.
Компания работает прежде всего с YouTube-блогерами и предлагает им партнерскую программу. За процент от доходов, который может составлять от 10% до 25% в зависимости от аудитории канала (чем больше смотрят, тем меньше процент), блогер получает помощь в продвижении и развитии канала, юридическую поддержку на случай блокировки или других проблем. Но главное — помощь с выводом средств с YouTube. Случаются и предложения о съемках, к примеру автор канала Utopia Show Евгений Попадинец снялся в эпизоде «Люди в черном: Интернэшнл».
Такие компании, как Yoola, помогают блогерам решить много проблем, отмечает видеоблогер Максим Брандт:
Максим Брандт видеоблогер «Все партнерские сети чаще всего на всякий случай существуют для безопасности блогера, то есть напрямую можно работать, но, соответственно, при возникновении каких-то проблем, например, с загрузкой ролика, с авторскими правами, еще с чем-то, ты напрямую должен общаться с Google, а если у тебя партнерская программа есть, посредник, соответственно, ты уже задаешь им вопрос и они сами общаются напрямую с материнской компанией. Если захотят сделать иноагентом, то на самом деле найдут, [за что], если ты в любом случае получаешь деньги от иностранной компании, коей является Google, через посредника или так».
Проект Yoola начал работу в 2011 году как бьюти-блог, а в данный момент он работает более чем с пятью тысячами российских блогеров. Среди них Юрий Дудь (признан иноагентом), Поззи, Utopia Show, Саша Спилберг, Maryana Ro, SlivkiShow, Marmok, Morgenstern, Like Nastya Vlog и еще около 320 каналов-миллионников.
Yoola — это просто удобный финансовый инструмент, компания никого не финансирует, говорит основатель агентства Wildjam Ярослав Андреев:
Ярослав Андреев основатель агентства Wildjam «Yoola — это просто партнерская сеть. Она помогает выводить деньги с YouTube, которые блогер заработал с просмотров, ему на счет, то есть это просто прослойка, как банк между клиентом и покупателем, соответственно, это никакое там не финансирование чего-либо. Даже государственные телеканалы получают монетизацию от YouTube. Соответственно, если кого-то за такое признали иноагентом, то иноагентом должны признать всех YouTube-блогеров. Деньги не так просто получать с Google, не все хотят запариваться с бумажками, юридическими вопросами, авторскими правами и так далее. И вот есть партнерские сети, которые помогают в этом за небольшую комиссию».
Кроме Yoola российские ютуб-блогеры работают и с другими партнерскими компаниями. Например, GTRussia, Letson, QuizGroup. Однако они далеко не так популярны, как Yoola.
С тех пор как Google отключил монетизацию YouTube в России в связи с военной спецоперацией, в соцсетях все чаще можно было найти язвительные призывы к блогерам отправляться работать на завод.
При этом финансовые потери действительно существенные. К примеру, по версии Forbes, в 2020 году в России больше всех заработал канал Labelcom со своим флагманским шоу «Что было дальше» — доход за год составил 3,5 млн долларов.
Теперь же к проблемам с источником дохода добавляется попадание в список иноагентов от российского Минюста. Там уже оказались Юрий Дудь, Екатерина Шульман, Евгений Понасенков и другие.
Как ранее заявляли уже попавшие в данный список СМИ, часто это означает потерю части рекламных контрактов. И хотя монетизации на YouTube сейчас нет, есть реклама внутри самих роликов или, скажем, съемки в роликах для телевидения или других платформ.
Моргенштерн покинул Россию в конце 2021 года после обвинения в пропаганде и торговле наркотиками, в оскорблении памяти защитников Отечества, а также в плагиате. После начала спецоперации на Украине он выложил несколько песен, в которых призывал к миру.
После получения статуса иноагента рэпер стал вставлять плашку о признании иноагентом во все сообщения в своем телеграм-канале. Рядом с краткой нецензурной бранью официальная плашка смотрится забавно. Интересно, удастся ли ему написать рэп из слов плашки о признании иноагентом?