WSJ написала о прекращении поставок в Россию продукции китайских IT-гигантов
Со ссылкой на неназванные информированные источники издание утверждает, что китайские компании уходят из России без громких заявлений, а поставки продукции Huawei и Lenovo в страну резко сократились. Так ли это?
Читать на полной версииHuawei, Lenovo и другие китайские IT-компании «по-тихому» прекратили поставки в Россию, утверждают журналисты. Причина — в санкциях США, хотя Пекин призывал противостоять иностранному давлению, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на «источники, знакомые с состоянием дел».
Китайские IT-гиганты официальных заявлений по поводу сворачивания поставок не делали. Впрочем, по факту экспорт прекратился, уверяет издание. По данным WSJ, в марте официальные поставки китайских ноутбуков в Россию упали на 40%, смартфонов — на 66%, а экспорт телекоммуникационного оборудования прекратился почти полностью.
Впрочем, это не значит, что китайских гаджетов россияне не увидят, говорит директор компании VM Partners в Китае Дарья Мушта. Она занимается поставками в Россию технологического оборудования:
— Huawei, Lenovo и так далее заявили о том, что в данный момент они приостановили деятельность на российском рынке, то есть деятельность никакая не ведется, контракты не подписываются. Но через определенную цепочку торговых компаний, дистрибуции со стороны Китая подобные вещи все-таки в Россию попадают. Под большие контракты, что касается серверов, что касается системы хранения данных, естественно, требуется указывать конечного пользователя. Его, российского пользователя, скрывают, и таким образом оборудование так или иначе поступает в Россию.
— Фактически готовая уже, работающая схема параллельного импорта.
— Все очень ждут уже, то есть все видят этот список, да, это будет зеленый свет с российской стороны. Но помимо того, что есть российская сторона, есть китайская таможня, на которой, естественно, все оборудование должно заявляться той маркой, которой оно является. То есть если мы завозим Huawei, на китайской стороне затаможка идет, то должна в декларации фигурировать марка Huawei. Что происходит, как правило? Либо она не заявляется, и в этом случае это конфискация, если же подает Huawei, китайская таможня запрашивает письмо правообладателя. Если у дистрибьютера или у торговой компании, которая отгружает это в Россию, такого письма нет, опять вся та же самая история, груз не пройдет. То есть фактически реальных механизмов ввоза Huawei с китайской стороны в Россию на данный момент нет, но есть определенные схемы, которые позволяют это ввезти. Но рассказывать о них более подробно я вам не могу. Опять же сама не буду ручаться за надежность этих схем.
Ранее Минпромторг опубликовал список «параллельного импорта» — перечень иностранной продукции, которую можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателя. Есть там и Huawei, и Lenovo.
Однако поставщики говорят, что официально ничего у китайцев сейчас заказать нельзя — если указать при закупке Россию, будет автоматический отказ. Впрочем, и без серых схем законные варианты быстро найдутся, уверен гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов:
Константин Анкилов гендиректор «ТМТ Консалтинг» «Существует задача развивать телекоммуникационную IT-инфраструктуру и поддерживать ее существование. Даже для этого нужно оборудование, потому что периодически то, что уже установлено, ломается и его нужно менять. Если говорить про китайских поставщиков, для них взаимодействие с Россией тоже связано с рисками, по крайней мере в части тех IT-продуктов, оборудования в первую очередь, в котором используются не только китайские разработки, но и западные, скажем так. Для китайских производителей прямой риск не только потеря российского рынка, но потеря и западных поставщиков, которые являются ключевыми для того, чтобы их оборудование в принципе работало и существовало. Осторожная позиция совершенно понятна и логична. Можно предполагать сейчас, что будут поставки той продукции, которая не использует западные технологии, также не исключены варианты непрямых поставок через посредников».
По оценке аналитиков Knight Frank, которую приводит «Коммерсантъ», о приостановке работы в России объявили 160 международных брендов. 20% приходится на бренды одежды, 13% — на автомобили, 10% — на товары повседневного спроса.
В списке параллельного импорта Минпромторга — не только иностранные гаджеты, но также одежда, автомобили, бытовая и фармацевтическая продукция и многое другое.