Главное в речи Владимира Путина 9 мая. Комментарий Георгия Бовта
Много внимания президент снова счел нужным посвятить обоснованию причин начала спецоперации. Однако, как отмечает политолог, сам этот термин Путин употреблять не стал, как и название страны — Украина
Читать на полной версииВ России прошли торжества, посвященные 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Центральным событием стал военный парад на Красной площади в Москве и речь президента. На что стоило обратить в ней внимание?
Путин вновь подтвердил свою репутацию политика, действия и слова которого заранее предсказать практически невозможно. Вот и теперь в своей речи на Красной площади он опроверг сразу несколько прогнозов, которые делали накануне как пророссийские, так и антироссийские аналитики. Впрочем, многие из них были очевидны в своей наивности, будучи основанными скорее на незнании советско-российской политической традиции и того, как у нас принимаются подобные решения и в какой момент оглашаются.
Скажем, чуть ли на первом месте среди прогнозов в западных СМИ был тот, который предрекал, что Путин объявит всеобщую мобилизацию. Которую по закону «Об обороне» президент может объявить «в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации». Но, во-первых, парад Победы все же не то место, где в нынешнем политическом контексте уместно было бы вообще объявить нечто подобное. Во-вторых, это могло бы быть воспринято противниками как косвенное признание того, что спецоперация как минимум затянулась и в нее нужно влить новые силы. В-третьих, официальная позиция российского руководства состоит на сегодня в том, что спецоперация идет по плану и объявление всеобщей мобилизации в этот план явно изначально не входило.
Другие прогнозировали, что президент России объявит войну Украине. Правда, эти люди не уточняли, зачем именно это нужно и что в принципе должно было бы изменить. Этот прогноз тоже провалился. Как, кстати, не подтвердились и раскрытые накануне якобы такие планы военного парада, в ходе которого — а именно во время воздушной его части — над Москвой должен был бы пролететь так называемый самолет Судного дня, который в случае ядерной войны должен был бы стать командным пунктом президента. Мол, вот она, наша «кузькина мать» на случай чего. Однако воздушная часть парада была вообще отменена практически по всей стране — по погодным условиям. Над всей страной не случилось по случаю праздника безоблачного неба.
Однако и тема ядерной войны в речи президента не прозвучала. Эту речь вообще можно скорее охарактеризовать как умеренно жесткую, учитывая особенности текущего момента. Много внимания было уделено военной операции на территории Украины, однако сам термин «спецоперация» не прозвучал. Зато подчеркнута преемственность между теми, кто сражался с нацизмом в годы войны — причем именно Великой Отечественной, а не Второй мировой, — и теми, кто «сражается за наших людей в Донбассе, за безопасность нашей Родины».
Много внимания Путин снова счел нужным посвятить обоснованию причин начала операции. Он вспомнил, как в декабре прошлого года было предложено заключить договор о гарантиях безопасности, но «страны НАТО не захотели нас услышать, а это значит, что на самом деле у них были совершенно другие планы». Сделав далее акцент на том, что «нас вынудили» начать операцию «на упреждение», не оставив другого выбора, поскольку «в открытую», как он заявил, проходила подготовка к карательной операции в Донбассе, «к вторжению на наши исторические земли, в том числе в Крым».
Путин также напомнил, что в Киеве заявляли о возможном приобретении ядерного оружия, а НАТО начала активное военное освоение прилегающих к РФ территорий. Так что «столкновение с неонацистами и бандеровцами, на которых США сделали ставку, было неизбежным». В то же время Москва, по словам Путина, всегда готова обсуждать вопросы неделимой системы безопасности.
Вопреки аналогичным речам на парадах Победы в последние годы, когда российский президент предпочитал вовсе не упоминать страны Антигитлеровской коалиции, сейчас упоминание было, но только не стран, а солдат — американских, британских, героев Сопротивления, а также китайских партизан.
По такой же аналогии накануне Путин поздравил с праздником Победы украинский народ. А вчера возложил цветы в том числе к монументу города-героя Киева у Кремлевской стены. Ну, не официальные же киевские власти ему поздравлять. Кстати, Советский Союз также в речи практически не упоминался, зато был упомянут «единый советский народ», сражавшийся с нацизмом в годы войны. Была выражена благодарность и героическим труженикам тыла.
Касательно современности, экономический аспект нынешних событий вокруг Украины, впрочем, не упоминался. Этот сюжет оставлен для других форматов. Не получил также развития ранее уже не раз звучавший из уст представителей российского политического класса тезис о том, что мы ведем «прокси-войну» против всего коллективного Запада во главе с США. Были упомянуты лишь «персонально» США, а НАТО лишь в том смысле, что не пошла на разумный компромисс с Москвой.
Также в своей речи президент не стал распространяться на тему о том, как конкретно могла бы выглядеть победа на Украине, в каких границах она видится в будущем из Москвы, будут ли референдумы на тех территориях, которые уже контролирует Российская армия. А то некоторые горячие головы в Думе уже призывают идти до границ Польши. Президент вообще не упомянул название страны Украина ни разу, упоминая лишь сражения в Донбассе. Впрочем, это тоже совершенно понятно. Ситуация будет определяться на поле боя. Боевые действия пока далеки от завершения, российское руководство выражает уверенность, что поставленные задачи планомерно выполняются. И на сей счет вообще существует хорошая русская поговорка: про то, что рано делить шкуру неубитого медведя.