Россиянку Софью Сапегу приговорили в Белоруссии к шести годам колонии общего режима
Приговор вынесли по целому ряду статей, в том числе в разжигании социальной вражды и розни. Сапега сотрудничала со следствием и почти год пробыла под домашним арестом. Суд был закрытым
Читать на полной версииРоссиянку Софью Сапегу, подругу оппозиционного журналиста телеграм-канала Nexta Романа Протасевича, приговорили в Белоруссии к шести годам колонии общего режима. При том, что она сотрудничала со следствием и почти год пробыла под домашним арестом.
24-летнюю Сапегу признали виновной по целому ряду статей, в том числе в разжигании социальной вражды и розни, в организации насилия и угрозы его применения в отношении милиции, во вмешательстве в деятельность белорусских правоохранителей, журналистов и судей. Сапегу задержали после массовых уличных акций в Белоруссии против Лукашенко, суд был закрытым.
Сапегу задержали вместе с Протасевичем в мае 2021 года после экстренной посадки в Минске самолета Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс. Тогда гостелевидение Белоруссии распространило видео с признанием Сапеги в том, что она была редактором телеграм-канала «Черная книга Беларуси». Там публиковали личные данные силовиков, судей, чиновников и журналистов госСМИ. По данным МВД Белоруссии, этот канал и его «дочки» в регионах были признаны в республике экстремистскими.
Прошлым летом мать Сапеги писала письмо президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Сама Сапега заключила досудебное соглашение, согласно которому обязалась давать показания, изобличать других участников «преступной деятельности» и возместить сумму необоснованного обогащения, которое она, по версии следствия, получила за администрирование канала. Позже девушка сама писала прошение о помиловании на имя Александра Лукашенко, но ей было отказано.
Во время следственных действий Сапега сначала была в СИЗО, позже и ее, и Протасевича перевели под домашний арест. Как писала Русская служба BBC, сайт которой в России заблокирован, белорусская оппозиция связывала смягчение меры пресечения с желанием белорусских властей избежать еще более жестких европейских санкций. Следственный комитет Белоруссии заявил, что мера пресечения была изменена после ходатайства обвиняемых о сотрудничестве со следствием. Поэтому жесткое наказание в такой ситуации выглядит чрезмерным. После оглашения приговора мама Софьи Сапеги Анна Дудич в эфире RTVI сказала только, что «если вы имеете ребенка, то, я думаю, вы должны меня понять». Она не общалась с дочерью с октября, не получала писем.
Шесть лет — минимальный срок, который был возможен, и не исключены варианты с помилованием и отбыванием наказания в России, сказал Business FM один из адвокатов семьи Сапеги Антон Гашинский:
— Там же семь [лет] было, досудебное соглашение. По условиям досудебного соглашения, это минимально, что возможно — шесть лет.
— Колония-поселение почему нет, или это не предусмотрено этими статьями?
— Не предусмотрено, тут остается только помилование президента либо направление для отбытия наказания в Россию.
— Как вы оцениваете шансы по отбытию в Россию?
— Шансы очень высокие, потому что еще Макей, в самом начале, когда все начиналось, заявлял о том, что [есть] варианты.
— Сколько времени может понадобиться?
— Несколько месяцев, насколько точно, сейчас сложно сказать, зависит от того, когда следующее заседание комиссии по помилованию, как мы успеем податься, а так от полугода до года.
Максимальный срок, предусмотренный статьями, которые инкриминировались Сапеге, — 12 лет лишения свободы. Комментирует политолог, эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец:
— Все было в логике той системы, которая сейчас сложилась в Белоруссии после августа 2020 года, попытка по-прежнему запугать белорусское общество вне зависимости от гражданства тех или иных лиц и не допустить новых подобных инцидентов. В отношении Сапеги, думаю, что ни для Лукашенко, ни для России она никакой ценности не представляет, и российский МИД даже не будет вступаться в ее защиту никоим образом в отличие от Израиля и Швейцарии, где послы и президенты этих страны связывались с руководством Белоруссии и просили освободить их граждан.
— Софья пошла на сделку со следствием, могла бы еще больше получить?
— Мы же не знаем, насколько далеко она пошла на сделку со следствием. Там еще есть ее друг Роман Протасевич, и какой-то проект ему дали, он на свободе якобы находился. Но надо понимать, что есть еще много граждан Белоруссии, которые получили длительные сроки, некоторые по 18, 14, 11 лет за участие в митингах и в той или иной степени вовлеченные в политическую активность. Сейчас мы видим и вбросы в информационном белорусском пространстве, что белорусские власти пытаются вести диалог с Западом, но вряд ли Сапега является там одним из ключевых игроков в таком диалоге. Еще замечу, что в Совете по правам человека России молчат по этому поводу.
Что касается дела Романа Протасевича, на какой стадии сейчас находится его расследование, неизвестно. Защита Протасевича находится под подпиской о неразглашении и его дело не комментирует. Ему, в соответствии с инкриминируемыми статьями, может грозить до 15 лет лишения свободы.