Премьер Венгрии назвал предлагаемое ЕС эмбарго российской нефти красной линией для страны
Как отметил Орбан, санкции требуют модернизации инфраструктуры поставок и реорганизации нефтеперерабатывающих мощностей Венгрии, а финансирование доступно Будапешту «только на бумаге»
Читать на полной версииОбновлено в 19:05
Венгрия не допустит вступления в силу эмбарго на российскую нефть. Об этом заявил в пятницу министр иностранных дел страны Петер Сийярто в связи с подготовкой в Брюсселе шестого пакета санкций против России. По его словам, эмбарго «подорвет безопасность энергоснабжения Венгрии, а через него — всю венгерскую экономику».
У постпредов стран ЕС есть выходные, чтобы согласовать решение по нефтяному эмбарго. Если они не договорятся, этот вопрос передадут на рассмотрение главам МИД стран Евросоюза. Но вряд ли это что-то изменит. Противоречия внутри ЕС сохраняются.
Комментирует доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
Еврокомиссия смягчила требования по введению нефтяного эмбарго против России после двух дней безуспешных переговоров со странами ЕС, пишет Bloomberg. По словам еврокомиссара по вопросам экономики Паоло Джентилони, эмбарго введут через девять месяцев, а не через полгода. Исключение — Венгрия, Словакия и Чехия. Их освободят от нефтяного эмбарго до конца 2024 года. Кроме того, предлагается через три месяца ввести запрет на услуги перевозки российской нефти. Меру обсудят 6 мая.
Санкции ЕС в отношении энергетического сектора России — красная линия для Венгрии. Это равносильно атомной бомбе, заявил премьер Венгрии Виктор Орбан в эфире местного радио. Ранее в письме к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен он заявил, что Будапешт и ЕС не готовы принять предложенные санкции в отношении российской нефти «в их нынешнем формате, и что санкции должны быть приняты только когда все необходимые предварительные условия будут выполнены во всех странах-членах». Текст письма привела газета Financial Times.
По словам Орбана, санкции ЕК требуют серьезной модернизации альтернативной инфраструктуры поставок и полной реорганизации нефтеперерабатывающих мощностей Венгрии. При этом уже принятые санкции, по его словам, «отвлекли необходимые национальные ресурсы на избыточные инвестиции в ископаемое топливо», в то время как соответствующее финансирование от Брюсселя доступно Будапешту «только на бумаге».
Как к словам Орбана относятся сами венгры? Говорит журналист и венгерский политолог Габор Штир:
— Внутри страны однозначно это воспринимается позитивно среди большинства населения. Если возьмем политическую среду, оппозиция поддерживает другую позицию, чем Орбан, они глобалисты и не смотрят на интересы населения. Но население, самое главное, что получает, например, за 408 венгерских форинтов бензин, и если эмбарго, тогда это минимум в два раза больше будет, этого никто не хочет. И Орбан говорит о том, что, если эмбарго будет работать, население однозначно надеется, что как минимум получим несколько лет переходного периода.
— Все-таки рассматривается вариант, что продавит ЕС этот шестой пакет?
— Орбан хорошо понимает, что, если он вынужден будет принимать это эмбарго, тогда популярность правительства упадет, потому что жизнь подорожает, это никто не любит, никто не хочет, и это всегда бьет по правительствам. Политически Орбан не хочет это делать, население в этом поддерживает, если вынужден будет сделать, тогда это другой вопрос, другая история, тогда он должен что-то придумать. Я думаю, что пространство движения у Орбана узкое, невозможно на двух стульях сидеть, Америка в основном заставит всех выбирать, и на стороне США все делать, что просят.
В начале апреля Виктора Орбана переизбрали на пост премьера Венгрии. Он планирует вступить в должность 16 мая. Позже он также представит новый состав правительства.
Сейчас ЕС обсуждает шестой пакет антироссийских санкций. Его хотели принять до конца недели, но пока дипломатам так и не удалось договориться. А нужно согласие всех членов ЕС.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен признала, что в ЕС непросто достигнуть единства по предложенному ЕК эмбарго на поставки российской нефти, поскольку страны — члены ЕС «по-разному готовы к такому шагу». Но этого можно достигнуть и «мы запустим этот санкционный пакет», — отметила она.
Комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Против нефтяного эмбарго выступает и Словакия. Однако и Венгрия, и Словакия, и Австрия, по данным немецкого телеканала ZDF, отозвали свое вето на запрет российской нефти. Business FM обсудила это с заместителем гендиректора Института национальной энергетики Александром Фроловым:
— Значат ли заявления Орбана, что шестой санкционный пакет под большим вопросом?
— Нет, я думаю, как раз шестой санкционный пакет не под вопросом, скорее, под вопросом его наполнение. Что конкретно касается Венгрии, здесь двояко. С одной стороны, признается очевидная, пусть и не напрямую, зависимость европейских стран, в том числе восточных, получающих нефть преимущественно по нефтепроводу «Дружба», от поставок из РФ. Это только, знаете, в головах Еврокомиссии все очень легко и просто: взял, щелкнул пальцами и за полгода переключился на каких-то других поставщиков. Так не бывает. С другой стороны, Венгрия сейчас, обозначая свою уязвимую позицию в рамках этих санкций, возможно, требует каких-то поблажек от ЕС, может быть, дополнительного финансирования и так далее. Не стоит относиться к словам венгерского лидера как к тому, что не будет этой нефтяной опции, про которую говорят уже на протяжении месяца, в шестом пакете санкций. Я бы исходил из того, что опция будет, это не означает, что она точно будет, это означает, что нужно из этого исходить. А к словам европейских политиков, даже тех, которые произносят слова, которые нам нравятся и приятны, нужно относиться с глубоким скепсисом.
— Тем не менее Орбан, по версии Financial Times, пишет, что Венгрия и Евросоюз в целом. То есть он все-таки, конечно, свою страну выделяет, поскольку ее представляет сам, но и от имени Евросоюза он тоже говорит.
— Я в данном случае потому и начал с зависимости европейских стран. Судя по высказываниям лидеров Европейского союза, а также отдельных представителей руководства Германии, им не до конца очевидно, но, если посмотреть на цифры, мы увидим, что поставки энергоресурсов из РФ для Европы являются безальтернативными. Если мы посмотрим на статистику действующих поставщиков, если мы посмотрим на возможность увеличения поставок и на прочее, мы увидим, что заместить Россию невозможно, разве что Европейский союз продолжит сокращать количество потребителей. Он успешно сокращает количество потребителей со второй половины 2021 года, и благодаря этому сокращается спрос на энергоресурсы, но тем не менее он сокращается не такими темпами, чтобы вычеркнуть из примерно 450 млн тонн импортируемой нефти примерно 140 млн и найти где-то на рынке, как выражалось правительство Великобритании, на мировом конкурентном рынке. Так вот, чтобы быстро найти на «мировом конкурентном рынке» где-то простаивающие 140 млн, такого не бывает.
— Есть еще один аспект, еще и Австрия употребила термин «красные линии», но уже насчет поставок газа из России. Не значит ли это, что и по эмбарго на газ тоже возникли проблемы прямо сейчас?
— Эмбарго на газ пока что находится в глубоко теоретическом обсуждении. Европейские лидеры периодически высказываются на тему возможного ввода эмбарго, но высказываются они на ту тему еще с конца февраля — начала марта. Потом Международное энергетическое агентство явно на коленке составило им план по отказу от российского газа, там совершенно юмористическое произведение, если почитать. Слов о том, что собираются вводить эмбарго на российский газ, не было, только на высоком уровне. Даже на уровне слухов не было сказано о том, что будет седьмой пакет санкций, куда включат эмбарго. Там говорится немного о другом, они предлагают сократить потребление российского газа за счет массы мер, вплоть до того, что надо быстренько поставить побольше ветряков и солнечных панелей, это их спасет. Кроме того, они предлагают больше использовать [уголь] для производства электроэнергии, но тут уже выступали немецкие промышленники, которые популярно попытались, по крайней мере, объяснить европейским политикам, что в качестве энергоносителя уголь, может, и можно заменить, а в качестве сырья для производства высокомаржинальной продукции — нет.
В шестой санкционный пакет ЕС, по словам главы Еврокомиссии, войдет отключение от SWIFT нескольких российских банков, которые проводят нефтяные платежи. «Это усилит изоляцию российского финансового сектора от мировой системы», — отметила Урсула фон дер Ляйен.