Коллективом на картошку: калининградский автопроизводитель выдает сотрудникам земельные участки во временное пользование
Предполагается, что работники будут сажать там картофель. Ранее у предприятия возникли сложности, и персонал отправили в оплачиваемый отпуск. Возвращается ли советская практика «ездить на картошку»?
Читать на полной версииНовость о том, что калининградский автопроизводитель «Автотор» раздает своим сотрудникам землю, обошла крупнейшие российские СМИ. У компании возникли сложности после того, как BMW, который собирал на предприятии свои машины, — приостановил деятельность в России. И с одной стороны, за рабочих «Автотора» можно порадоваться. Участки разыгрывают с помощью жеребьевки. И победителям выдают по 10 соток. А с другой — это не передача земли в собственность, а всего лишь аренда, хотя и безвозмездная.
Построить что-то на этой земле будет нельзя. А кроме того, людей интересует вопрос охраны. Кто-то посадит на участке картофель, а осенью кто-нибудь другой может его собрать на земле, за которой никто особо не присматривает. И все-таки интерес у работников есть, рассказывает Илья Михеев, который работает на «Автоторе» водителем погрузчика. Правда, сам он пока на землю не претендует:
— Я не брал себе лично, скажу вам, нет. Выращивать, чтобы кто-то пошел, выкопал, ну я больше в это верю. Личную охрану военизированную не поставят охранять чужую картошку. Люди, наверное, между собой, как я понимаю, будут договариваться и как-то ближе, наверное, к созреванию сторожить. Выделяют землю без права выкупа, без права постройки, то есть люди могут сами вырастить что угодно и забрать с этой земли.
— Удобно добираться туда?
— Проходит автобус 106-й, и по расстоянию это недалеко. Насколько я слышал, много людей заинтересовалось. Где в наше время просто так дадут вам землю, выращивайте.
У «Автотора» помимо профильного производства, есть небольшой агробизнес. Компании принадлежит 300 гектаров в двух калининградских поселках — Холмогоровка и Люблино. Оба недалеко от Калининграда, рядом железная дорога. И, кстати, из-за последнего обстоятельства цены на местные земли не так высоки. Они примерно средние по области, рассказывает калининградский специалист по недвижимости Юлия Некрасова:
— Они дорогими считаются?
— Недорогими.
— Люблино, рядом железнодорожная станция?
— Сами понимаете: возле железной дороги кто хочет жить?
— Сколько стоит сотка в этом районе: сколько в поселке Люблино, сколько в Холмогоровке?
— 10 соток стоят в районе 500-600 тысяч, 50 тысяч за сотку.
— Это в пределах Калининградской области насколько цена показательна?
— Средняя цена участка.
— Пользуется популярностью эта земля?
— Конечно. Земля всегда пользуется спросом. Земля — это всегда хорошо.
«Автотор» сообщил, что земля уже полностью подготовлена к посевным работам, вспахана и проборонована. Кроме того, предприятие будет продавать работникам семенной картофель. Но тогда встает вопрос — где хранить картошку, выделят ли для этого сотрудникам хранилища? Погреба сейчас, вероятно, есть не у всех.
И важна цена вопроса. «На гектар требуется три тонны семенного картофеля, на 10 соток 300 килограммов», — подсчитывает председатель подмосковного кооператива «Агрофирма «Элитный картофель» Владимир Акатьев. Кило семян, по его словам, стоит 50 рублей. Соответственно, только на них потребуется 15 тысяч. Но потребуются и другие затраты. И, по мнению Владимира Акатьева, проще было бы субсидировать профессиональных аграриев, которые бы потом продавали работникам картофель гораздо дешевле, чем в магазине:
Владимир Акатьев председатель подмосковного кооператива «Агрофирма «Элитный картофель» «Нужны не просто семена — нужны удобрения, нужны средства защиты растений. Семена нужны хорошие — где их сейчас возьмут? Поезд уже ушел, остались какой-то мусор или навоз наполовину. Проще и лучше дать деньги людям — фермерам, профинансировать их, и они бы по доступной цене — не по 80 рублей за килограмм и не по 50 рублей за килограмм продовольственного картофеля, а с удовольствием бы продавали этот картофель, условно, раза в два дешевле, чем в магазинах. И этим фермерам было бы выгодно, и люди бы получили дешевый картофель продовольственный».
Но в любом случае, раз уж участки разыгрываются, значит спрос на них у сотрудников есть. Тем более, что «Автотор» с 1 по 22 мая приостановил выпуск автомобилей и отправил сотрудников в оплачиваемый отпуск. Как раз самое время, чтобы заняться сельским хозяйством. Как в Советском Союзе, когда точно также на землях предприятий это делали трудящиеся. Весной посеять, летом окучить, осенью выкопать. Бонус — традиционные корпоративные мероприятия на природе. Да и отсутствие дома всегда можно объяснить чуть ли не сакральной фразой для тех, кто жил в СССР: «ездил на картошку».