Пекин примеряет на себя всю мощь западных санкций
По данным британских СМИ, в стране проводятся масштабные санкционные учения, чтобы оценить последствия возможных ограничений для китайской экономики. Почему в Китае заинтересовались эффектом санкций?
Читать на полной версии«Пекин приказал провести стресс-тест на фоне роста опасений по поводу санкций российского формата», — под таким заголовком статья об экономических маневрах КНР вышла на страницах The Guardian. По данным источников издания, масштабное исследование началось в конце февраля или начале марта. Китайские власти поручили ведомствам провести консультации с ключевыми участниками рынка и подготовить стратегию реакции на ограничения «российского формата», то есть на попытку экономической изоляции страны. Согласно материалу, в рамках учений применяется целый ряд инструментов, в том числе экономическое моделирование. Продолжает заведующий сектором экономики и политики Китая в ИМЭМО РАН Сергей Луконин:
Сергей Луконин заведующий сектором экономики и политики Китая в ИМЭМО РАН «Они направлены прежде всего на защиту китайской собственности за рубежом — это китайские инвестиции. А также китайские вложения в какие-либо ценные бумаги — может быть, в акции американских компаний в том числе, и в случае размещения китайскими компаниями своих акций на зарубежных биржах. Как минимизировать ущерб от ситуации, которая случилась с РФ, и избежать ситуации, когда заблокировали золотовалютные резервы и частично лишили собственности, либо собственность заморозили. Второе направление — это, как мне представляется, проверка все-таки экспортных направлений Китая. И что будет в случае введения ограничений на китайский экспорт за границу. Я думаю, что все-таки рассматривать вариант таких масштабных санкций против Китая, как, например, у РФ, я бы не стал, потому что Китай достаточно сильно включен в глобальную экономику, гораздо серьезнее, чем РФ. Даже если санкции против РФ работают как в положительную, так и в негативную сторону, то против Китая они будут работать точно так же».
О причинах проведения Пекином экономических маневров не сообщается — по данным Guardian, решение было «естественной реакцией» китайских властей на беспрецедентный санкционный режим, введенный в отношении России. В пессимистичном сценарии Китай может готовиться к какой-то эскалации на тайваньском направлении, однако собеседники газеты считают это маловероятным. По их словам, Китай и Запад скорее всего продолжат конкурировать в сферах влияния, современных технологий и инфраструктуры будущего, но вряд ли дойдут до прямого экономического конфликта.
Другая гипотеза: Китай может готовиться к более широкой поддержке России. Опасения на эту тему ранее озвучивали в Вашингтоне, но пока — как указывает The Guardian — они не оправдались. Скорее всего, это действительно естественная реакция, продолжает российский журналист в Китае Константин Щепин:
Константин Щепин российский журналист в Китае «Понятное дело, что Китай задумается о возможных санкция и возможных ответных мерах на санкции. Не первый и не второй день — все началось еще до ситуации вокруг Украины, до заявлений Вашингтона о том, что Китай подпадет под вторичные санкции, если он будет как-то пытаться сотрудничать с Россией в обход ныне действующих санкций односторонних с Запада. Еще до этого секционное давление на Китай со стороны Вашингтона уже было довольно серьезным. Санкции вводились под предлогом Синьцзяна, что якобы там права нарушает, под предлогом Гонконга, что там опять же все нарушают все что можно, и под очень многими другими предлогами. Поэтому Китай понимал уже давно, задолго до Украины, что на эти санкции нужно давать какие-то уже четкие ответы».
Мнения аналитиков собрали и в редакции китайской South China Morning Post, принадлежащей Alibaba Group. Согласно материалу, КНР гораздо более тесно связана с глобальной экономикой и может пострадать от жестких санкций куда сильнее России, однако в распоряжении Пекина остается «финансовое ядерное оружие» — огромные резервы в иностранной валюте. Как пишет газета, резкое сокращение их объема нанесло бы катастрофический урон глобальной экономике, что защищает Китай от аналогичных санкций.