Мы справимся: десять книг, которые помогут поддержать работоспособность себя и команды
Каждый ли участник вашей команды может высказаться и не пора ли попробовать новые, более бережные техники тайм-менеджмента? Елена Тарасова, нон-фикшен-редактор группы компаний «Литрес», собрала для BFM книги, с помощью которых работа в коллективах будет продуктивной и спокойной даже в нестабильных ситуациях
Читать на полной версииМалене Фриис Андерсен, Мари Кингстон «Антистресс по-скандинавски. Руководство для тех, кто постоянно хочет в отпуск» Скандинавские страны не зря прочно обосновались в лидерах по благополучию населения: кажется, пресловутый work-life balance выстроен у них лучше многих. Книга датских психологов написана в первую очередь для руководителей. Ее авторы подробно разбирают, каким может быть стресс, связанный с рабочими задачами, учат замечать признаки стресса у подчиненных и делятся опытом, как выстроить работу в команде так, чтобы специалисты не выгорали, а успевали и трудиться, и отдыхать. Проверить состояние в своем коллективе можно с помощью авторской модели «Лестница стресса». Она состоит из пяти стадий: разогрева, когда нагрузка оптимальна, а уровень продуктивности высок; нагрева, когда нагрузка растет; перегрева, когда давление от количества дел постоянно высокое; плавления, где основным состоянием становятся постоянные авралы; и выгорания. Андерсен и Кингстон подробно разбирают, как помочь подчиненным задерживаться на стадиях разогрева и нагрева, как выходить из постоянных перегрузок и не допускать выгорания.
Света Шедина, Алексей Иванов «Аутентичная коммуникация. Практика честного и бережного общения» Во времена неопределенности и постоянных вызовов еще большую ценность приобретает бережная коммуникация, основанная на взаимном уважении. Хоть это и не тот навык, которым каждый обладает по умолчанию, научиться такому общению все же можно. Авторы книги, психолог и коуч, подробно разбирают, как сохранять аутентичность в повседневном общении, рабочем и личном. Что это значит? Оба собеседника осознают, что происходит во время разговора, действуют на свое усмотрение и при этом остаются максимально честными с собой и другими. Они не манипулируют, не прогибаются, но и не пытаются давить авторитетом и не играют друг с другом в интеллектуальные игры. Вот одна из граней такого общения. Часто недоговоренности и сбои в коммуникации возникают из-за того, что люди общаются на разных уровнях. Скажем, вы строите разговор в ключе обмена фактами («В прошлый раз презентация от вашего отдела пришла с опозданием на три дня»), а ваш собеседник — на уровне мнений («Нам, в отличие от вас, есть чем заняться!»). В таком случае стоит постараться вернуть разговор в русло фактов. Еще больше техник — в книге.
Мартин Линдстром «Департамент здравого смысла. Как избавиться от бюрократии, бессмысленных презентаций и прочего корпоративного бреда» Книга Мартина Линдстрома — иллюстрация к поговорке «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Всевозможные оптимизации, конечно, крайне редко можно назвать адом на земле, но они доставляют изрядное количество неудобств. Простой пример: в одной компании довели принцип «чем меньше, тем лучше» до абсурда, что на самом деле привело к разбазариванию денег. Пытаясь снизить расходы на кофе, операционный директор компании уменьшил количество кофе, наливавшегося в чашки сотрудников при нажатии на кнопку кофемашины. Большинство сотрудников отреагировали на это недоразумение двойным нажатием кнопки. В итоге чашка наполнялась до краев. Никто не хотел рисковать и нести ее в таком виде к столу, поэтому многие выливали часть кофе в раковину, прежде чем отправиться на рабочее место. Бизнес-консультант Мартин Линдстром предлагает взглянуть на правила, принятые в вашей компании, с точки зрения здравого смысла. Он учит, как найти и обезвредить бюрократические привычки, которые только мешают успешной и продуктивной работе. Прием, который можно использовать прямо сейчас: попробуйте взглянуть на продукты и услуги компании глазами клиентов. Если вы управляете отелем, вспомните худший опыт пребывания в гостинице и подумайте, нет ли в вашей работе чего-то подобного.
Дэниел Гоулман и соавторы «Как оставаться человеком на работе» Нужен ли лидеру эмоциональный интеллект? Безусловно. Должен ли руководитель быть мягким, понимающим и эмпатичным человеком? Не факт. Как решить это противоречие? В сборнике статей Harvard Business Review ведущие специалисты по EQ, психологи и консультанты, подробно рассматривают, какими качествами должен обладать лидер, как найти баланс между требовательностью и пониманием. Вы также познакомитесь с основами психологии влияния и убеждения. Вы удивитесь, но порой жесткая эмпатия — мотивация сотрудников в духе спортивных тренеров — работает лучше, чем мягкий разговор, при этом сотрудники вовсе не будут думать, что вы их подавляете. Больше подробностей об этом и других приемах лидерства — в книге.
Константин Борисов «Герой и его команда. Как собрать, зажечь и достичь результатов» Коллектив профессионалов может быть заряжен на достижение успеха, продуктивен и эффективен. Но давно ли вы сверяли цели внутри команды, у всех ли единое видение конечного результата? А как насчет ценностей, существует ли хороший ответ на вопрос, почему мы здесь собрались, кроме как ради денег? Константин Борисов, генеральный директор одной из самых успешных российских рекрутинговых компаний, разбирает, из чего состоит слаженная работа, предупреждает о возможных сложностях и показывает, как их можно решить. Вот основные ориентиры: общая цель и ценности, качество коммуникации, лидерство, четко распределенные роли, уровень доверия, ответы на вызовы кризисов. Чтобы команда могла правильно взаимодействовать, все вышеназванные виды «цемента» должны работать в комплексе.
Эми Эдмондсон «Работа без страха. Как создать в компании психологически безопасную среду для максимальной командной эффективности» Как в вашей компании относятся к ошибкам? Предпочитают скрывать их, дабы не расстраивать руководителей, или спокойно говорят о них, зная, что без ошибок не обходится ни один рабочий процесс? Эми Эдмондсон, профессор лидерства и менеджмента Гарвардской школы бизнеса, посвятила научную карьеру исследованию страха в компаниях и тому, как он может быть смертельно опасен и для бизнеса, и для отдельных людей. Если младший медперсонал боится возразить врачу, задавленный авторитетом уважаемого специалиста, трагедий не избежать. И напротив, если сотрудники открыты к мнениям и не боятся признавать собственные несовершенства, это положительно влияет на все процессы. Лишь немногие продукты и услуги сегодня создаются в одиночку. Работа редко носит линейный, последовательный характер, когда люди просто выполняют свою часть работы и передают ее другим, чтобы они выполнили свою. Чаще всего работа требует, чтобы люди разговаривали между собой и выявляли меняющиеся взаимозависимости. Эдмондсон показывает, как именно могут решаться типичные сложности в коллективах и как постепенно отказаться от «кнута» как основного метода мотивации.
Сергей Жданов, Тимур Зарудный «Легко и просто. Как справляться с задачами, к которым страшно подступиться» Если стандартные методы тайм-менеджмента вроде работы короткими интервалами и составления списков дел вам не подошли, не спешите считать себя непродуктивным и несобранным лентяем. Возможно, дело в том, что вам лучше работается поздним вечером, а не ранним утром, вопреки адептам раннего подъема. Или лично вам проще не делить задачу на отрезки, а выделить на нее добрых шесть часов и трудиться, не поднимая головы. А может быть, во время командировок вы совсем не можете работать с текучкой? Все это нормально! Книга Тимура Зарудного и Сергея Жданова поможет понять, как лично вам успевать больше, мотивировать себя заниматься полезными делами, выстроить правильные привычки и как заканчивать начатое (или отказываться от неактуального).
Нир Эяль, Джули Ли «Неотвлекаемые. Как управлять своим вниманием и жизнью» Невероятно продуктивные менеджеры, работающие все восемь часов без малейших перерывов, существуют только в мечтах наивных руководителей. Все мы люди и неизбежно отвлекаемся. Однако и здесь можно проявить активную позицию и сделать так, чтобы отвлечения работали на нас (скажем, когда мы хотим передохнуть), а не мы на них (бесконечные звуки уведомлений мессенджеров как пример). Нир Эяль предлагает множество методик, как «взломать» рабочую среду, электронную почту, групповые чаты и рабочий стол своего компьютера, чтобы сделать их максимально полезными. Например, если вы трудитесь из дома, заранее договоритесь с родными о знаке, по которому они будут понимать, что вас сейчас нельзя отвлекать. Это может быть цветок на столе или смешная бейсболка.
Владимир Герасичев, Арсен Рябуха, Иван Маурах «РБК Pro: практикум для руководителя. Как поддержать настрой в команде и не перегореть самому» Про важность эмоционального интеллекта, доверительной атмосферы и возможности ошибаться мы поговорили. Бизнес-консультанты и авторы книги «Практикум для руководителя» предлагают также разобраться с типами команд, ведь каждой из них нужен свой способ управления и вид мотивации. Команды можно условно поделить на четыре типа: однофункциональная (департамент занимается только одной функцией, например выставлением счетов); кросс-функциональная; временная проектная и команда руководителей, которая определяет стратегию, следит за выполнением работы другими и создает условия продуктивного труда. Чтобы предотвратить выгорание первой команды, нужен авторитетный руководитель и знание, почему их труд важен. Коллективы второго и третьего типа мотивированы партнерством, открытостью, гибкостью, ответственностью и концентрацией на общей цели. Доверие в принятии решений скрепляет команду лидеров.
Максим Дорофеев «Путь джедая» В разговоре о продуктивной работе невозможно обойтись без признанного эксперта и автора бестселлеров Максима Дорофеева. В продолжении «Джедайских техник» он предлагает различать уровни продуктивности в зависимости от конкретно вашей ситуации. Скажем, если вы находитесь в состоянии «все горит, и мы горим», вряд ли вам нужны многоуровневые списки дел и проектов и техника пустого инбокса. Наоборот, спасением для вас станут два простых приема — несколько минут ничегонеделания, проведенные в тишине, и выписывание абсолютно всех задач, которые пришли вам на ум, чтобы разгрузить голову, заполненную горящими делами до краев. По мере налаживания спокойной, комфортной и сосредоточенной работы вы сможете перейти и на более высокие уровни продуктивности.