Обновлено в 19:06

Владимир Путин подписал указ об ответных мерах на действия США и «примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций». Документ запрещает совершать сделки с компаниями и лицами, в отношении которых применяются ответные санкции. Чиновникам запрещается совершать сделки с компаниями и лицами, в отношении которых применяются ответные санкции РФ.

Запрещен вывоз за пределы РФ производимой в стране продукции и сырья, если они поставляются в пользу находящихся под санкциями лиц. Перед компаниями и лицами, находящимися под ответными санкциями РФ, запрещается исполнять обязательства по сделкам и совершать финансовые операции. Кабмину в десятидневный срок поручено определить перечень лиц, находящихся под ответными санкциями РФ.

Кто в первую очередь может попасть в эти списки и по каким компаниям ударят эти санкции? Комментирует политолог Георгий Бовт:

Георгий Бовт политолог, журналист «Списка пока нет конечного, его предстоит составить правительству. И в зависимости от того, сколь широк будет этот список, сколь он будет размашист, тогда мы можем оценить все последствия этого указа. А пока из него понятно, что есть намерение действовать зеркально и по тому же принципу, по которому западные страны применяют свои санкции в отношении России. Данный указ является в определенной степени механизмом, который, собственно, и расписывает санкционные действия. Если ты попал под санкции в РФ, значит, с тобой не могут исполняться контракты, тебе не будут поставлять продукцию и не будут возвращать никакие долги. В общем, это фактически не то, что списано, но является зеркальным ответом американского механизма. До сих пор ведь у нас такого механизма, насколько я понимаю, прописано не было, теперь вот он прописан. Указ задает общие рамки, а правительство пишет списки. Могут попасть, например, нефтегазовые компании, которые отказываются платить в рублях, могут попасть лизинговые компании. Но мне кажется, что это уже как бы пройденный этап, поскольку с ними и так все ясно, и ничего им никто ни платить, ни возвращать не будет. Если кто-то что-то пытался платить, то все равно это, в общем, невозможно, и никаких перемен не будет. Там может быть сколь угодно широкий список. Самое здесь интересное, конечно, какие могут быть последствия для российских контрагентов, которым придется выполнять вот эти указы, потому что а не будет ли ущерб нанесен самим российским компаниям, которые откажутся по предписанию правительства выполнять какие-то свои обязательства. И им в ответ может что-то еще тоже прилететь с Запада, что еще не прилетело. Это пока не очень понятно, но можно такое допустить, например».

Разъяснения по вопросам применения указа дадут Минфин и Центробанк, следует из текста документа.

Профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский надеется, что вводимые Россией контрмеры будут смягчены:

Алексей Портанский профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН «Я лично хотел бы надеяться, что этот указ будет несколько смягчен, что будут найдены какие-то лазейки. Это бывает в практике внешнеэкономической довольно-таки часто, и прежние санкции и контрсанкции умели обходить, причем с обеих сторон. Вот я надеюсь, что в результате этих десяти дней, может быть, и наше правительство, наши министры какие-то коррективы внесут, которые позволят каким-то образом немного смягчить вот этот довольно-таки грозный указ. Я бы хотел заметить, что все-таки эффект от наших контрсанкций вряд ли будет таким уж значительным на наших западных партнеров. Ну, не будем забывать, что все-таки доля России в мировой экономике — это в районе 2%, есть разные оценки, от 1,5% до 3%. Если сравнивать с долей, которая приходится на США и ЕС, то там около 50%, но тоже разные оценки: 40%, 45%, 50%. Поэтому силы неравные, и очень трудно себе представить, какого рода контрсанкции, какого рода меры Россия могла бы принять так, чтобы это нанесло ущерб западным партнерам и не нанесло никакого ущерба нам. Тут сразу напрашивается ответ, что наш ущерб будет не меньше, а, может быть, больше. И в этой связи можно еще вспомнить наш опыт контрсанкций, которые были приняты в соответствии с указом от 6 августа 2014 года, это было так называемое продуктовое эмбарго. В последующие годы было выпущено несколько докладов по оценке эффекта этих наших контрсанкций, в том числе там была работа и правительственной одной инстанции, в общем-то, ущерб там был довольно серьезный, в первую очередь нашему потребительскому рынку. В ЕС некоторые компании пострадали, но в принципе они смогли переориентировать свой продуктовый экспорт на другие страны. А вот мы понесли ущерб довольно-таки серьезный, и мы его ощущаем до сих пор в виде повышения цен, ухудшения ассортимента, ухудшения качества. Вот это наш предыдущий опыт».

В каких областях Россия может ввести контрсанкции? Мнение директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа-капитал» Владимира Брагина:

Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа-капитал» «То есть это связано с сырьем, важными вещами, без которых в других странах тоже жизнь будет несколько сложнее, мягко говоря. Сложно сейчас придумать что-то другое, потому что все равно это, конечно, сырье: земельные металлы, нефть, газ, продукты питания, кстати, сельхозсырье в смысле. Тут в принципе вариантов довольно много. Кроме того, если брать те же самые данные, которые публикуют Росстат и ЦБ по поводу профицита по счету текущих операций, торговому балансу за первый квартал, то возникает очень интересная ситуация, что у нас очень большой профицит торговый, который, в общем-то, в нормальных условиях балансируется оттоком капитала, когда мы приобретаем какие-то активы за рубежом, расплачиваемся по долгам и так далее. И вопрос, когда мы не можем профицит торгового баланса никак использовать в свою пользу теперь, соответственно, раз это так, то можно от части этого торгового профицита, на мой взгляд, отказаться. Вреда это на самом деле не принесет, если грамотно перенастроить денежные финансовые потоки, но при этом создаст действительно головную боль для потребителей. Тут, на мой взгляд, есть чем ответить, но посмотрим, хотелось бы, конечно, подробностей».

Россия впервые ввела ответные персональные санкции в отношении руководства США и связанных с ним лиц в середине марта. В черный список, в частности, попали президент США Джо Байден, госсекретарь Энтони Блинкен, помощник президента по нацбезопасности Джейк Салливан, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки и другие.

А в конце апреля российский МИД запретил въезд в страну вице-президенту Камале Харрис и гендиректору Meta, признанной в России экстремистской организацией, Марку Цукербергу.