Пути в IT: как вырастить айтишника или стать им самому?
В прошлом году в России было около одного миллиона 700 тысяч IT-специалистов, сейчас нужен еще миллион. Где учат цифровым специальностям? Что с зарплатами на рынке? И сложно ли перейти в айтишники из другой профессии?
Читать на полной версииВ России объявлено Десятилетие науки и технологий, но стране не хватает целого миллиона IT-специалистов, так что для отрасли вводятся существенные льготы.
В прошлом году в России было около одного миллиона 700 тысяч IT-специалистов, а теперь — в условиях отключения целого ряда иностранных интернет-сервисов — нужен дополнительный миллион. Такие цифры назвали в конце апреля в «Единой России». По оценкам партии, отрасль испытывает «кадровый голод» и борьба за специалистов обостряется. Чтобы компенсировать недостачу, власти пытаются сделать IT-профессии более привлекательными для россиян. Налоговые льготы и мораторий на проверки для аккредитованных IT-компаний, льготная ипотека и отсрочка от армии для их работников, целый спектр других пряников, уже введенных и пока обсуждаемых. Замечают ли их старшеклассники и их родители? Отвечают Татьяна, Анна и Елена:
«У него не сейчас, это уже давнее увлечение. Можно сказать, еще чуть ли не с детского возраста. Поэтому перед нами вопрос, в общем-то, не стоял, куда поступать. Он уже давно и четко определился. Но тем не менее с учетом будущей его жизни, работы — это очень для нас значимо. И из всех вот этих привилегий конкретно в данный момент, конечно, нам интереснее всего отсрочка от армии. Потому что хотелось бы, чтобы он спокойно окончил институт и уже выходил на работу».
«В следующем году мы будем в 11-й поступать, но мы идем, не знаю, к сожалению или к счастью, на медицину. Поэтому нас эти льготы, к сожалению, не затрагивают. Но если бы была хотя бы какая-то у него склонность к математике и компьютеру, то может, мы и переобулись бы сейчас на IT. Поскольку это востребованно, да. И это будет сейчас как-то продвигаться, и будут, наверное, какие-то льготы им в плюс. Но, к сожалению, это не наша история. У Мишки из друзей есть пара человек, которые идут в этом направлении. Но они идут туда как бы уже давно, вне зависимости от обещанных льгот».
«Нет, не влияет, потому что, во-первых, это должно быть интересно самому ребенку, чтобы идти с этим по жизни. А во-вторых, все эти льготы могут так же отмениться, и зачем кидаться в эту сферу? Я считаю, что это глупо. Но я считаю, что это очень правильные шаги. Это очень хорошо поддерживать, потому что это новые технологии, это будет востребованно еще очень долго. И всегда. Так как все автоматизируется все больше и больше. Но это должно быть интересно, интересно самому ребенку».
Спрос на профессию рос и до нынешнего кризиса. В прошлом году ЕГЭ по информатике сдали 94 тысячи абитуриентов, а в этом, по данным Рособрнадзора, предмет выбрали почти 130 тысяч старшеклассников. Как выбрать IT-факультет для своего ребенка? Рассказывает директор Высшей школы программной инженерии МФТИ, руководитель тренерского штаба сборной России по информатике Алексей Малеев:
Алексей Малеев директор Высшей школы программной инженерии МФТИ, руководитель тренерского штаба сборной России по информатике «Много у нас хороших университетов. Например, каждый год подводится рейтинг университетов по среднему балу зачисленных на бюджет. Там можно выбрать соответствующие направления: поставить бегунок, отсортировать университет. Наверное, нужно сказать, что в самую верхушечку входят и несколько московских университетов, и Санкт-Петербурга, Уральский федеральный университет, наверное, Дальневосточный федеральный. Такие крупные университеты, федеральные и профильные, национально-исследовательские университеты, наверное, на них стоит ориентироваться. Хотя много хороших университетов: если взять рейтинг зарплат молодых выпускников, то один из таких — Superjob издание — публикует каждый год. Ну, вот они аккумулируют университеты по абсолютным зарплатам в IT выпускников, которые окончили всего год, два или три назад, молодых. Но мы видели, там тоже можно ориентироваться на этот рейтинг».
По данным Superjob, наиболее востребованы на IT-рынке студенты МФТИ, МГТУ имени Баумана, ИТМО, МИФИ, МГУ, ВШЭ и СПбГУ. По состоянию на прошлый год выпускники, окончившие профильные факультеты этих вузов за предшествующие пять лет, в среднем зарабатывают от 170 тысяч до 230 тысяч рублей в месяц. При этом компании начинают «хантить» специалистов еще до окончания вуза, рассказывает сотрудница российской IT-компании Анжела:
«На моем личном примере: меня на втором курсе уже брали на работу в хостинговую компанию. Единственное, вопрос именно стоит в совмещении, и с моим вузом я совмещать не могла. Если бы у меня была работа пятидневная и еще не было на тот момент удаленки, то я бы просто не смогла совмещать, потому что у меня было обучение не в одни и те же часы. То есть мы в один день, например, сидели с девяти утра до девяти часов вечера, а там было окно между парами, просто большое. Но мои одногруппники совмещали, где-то ты остаешься по учебе, но тем не менее я работала только на последнем курсе института уже — не по специальности. Как окончила, я через два месяца уже нашла высокооплачиваемую работу, то есть сейчас на рынке IT-специалисты востребованы. Насколько это долгосрочная востребованность, ну, не знаю, потому что сейчас, как мне кажется, будет подъем IT-специалистов, возможно, что каждый второй будет айтишником».
Компенсировать недостачу IT-специалистов можно и раньше, чем новое поколение отучится в профильных вузах. Целый ряд онлайн-платформ — от российских «Яндекс.Практикума», Skillbox и GeekBrains до международных вроде Coursera, edX, Udemy и Stepik — предлагают огромный спектр курсов языков программирования и других навыков для входа в профессию. Это что получается — стать айтишником может каждый? Продолжает проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Фадеев:
Александр Фадеев проректор по цифровизации Томского политехнического университета «Да, абсолютно точно. Даже если мы возьмем абстрактно гуманитарное образование — человек работал, например, с исследованием, предположим, социума, поведения людей, групп или чего-то, это была всегда его работа. А теперь он получает IT-профессию и становится дата-саентистом в этой области. Он уже работает с большими данными, он работает с большими выборками, ему уже доступны для обработки какие-нибудь большие блоки, даже те утечки данных, о которых мы слышим, которые происходят в банках или еще где-то, то теперь этот человек с гуманитарным изначально образованием очень легко берет и обрабатывает. Потому что он под себя пишет маленькие программки, которые еще из социальных сетей вытаскивают ему данные, прибавляет это к тому, что у него было, и на самом деле человек действительно получает профессию дата-саентист, причем очень осознанно к той отрасли, в которой он был специалист. И он тут, конечно, добивается очень часто очень больших успехов. Кстати сказать, в отличие от просто айтишника, который выучился программировать, но ничего не понимает в той прикладной сфере, гуманитарной, о которой мы для примера попытались с вами поговорить».
Период с 2022-го по 2031 год объявлен в России Десятилетием науки и технологий. Власти планируют привлекать «талантливую молодежь» в сферу исследований и разработок и «содействовать вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества». Переиначив классика — стране нужны программисты, нам нужен софтвер.